Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу n А71-15350/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7546/2015-АК

г. Пермь

10 июля 2015 года                                                   Дело № ­­А71-15350/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.

при участии:

от заявителя бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер имени Сергея Григорьевича Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (ИНН 1835033791, ОГРН  1021801658010, сокращенное наименование – БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР») – Юдинцев А.В., паспорт, доверенность от 28.11.2014;

от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ИНН 1833002893, ОГРН 1021801507518): Салмина Н.П., удостоверение, доверенность от 17.03.2015; Лютина Л.Ю., удостоверение, доверенность от 23.12.2014;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР»

на решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 23 апреля 2015 года

по делу № А71-15350/2014,

принятое судьей Иютиной О.В.,

по заявлению БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики о признании незаконными предписания и актов проверки,

а также по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики к БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» о взыскании средств, использованного по нецелевому назначению, в сумме 83 354 301,49 руб., а также штрафа в сумме 8 335 430,15 руб.

установил:

БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики  (далее – фонд) о признании незаконными предписания от 31.10.2014 № 22/04-12 о перечислении финансовых санкций по результатам проверки, акта от 26.09.2014 №21/04-10 плановой комплексной проверки в части определения нецелевого расходования средств на приобретение лекарственных препаратов; актов от 07.10.2014№261/04-10 и от 29.10.2014 № 296/04-10 внеплановой тематической проверки.

В свою очередь, фондом заявлены встречные требований о  взыскании с Учреждения средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), использованных нецелевым образом в сумме 83 354 301,49 руб., штрафа за нецелевое использование средств в сумме 8 335 430,15 руб.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными вынесенные (составленные) в отношении Учреждения:

акт от 26.09.2014 № 21/04-10 в части предложения в п.1 раздела II восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в сумме 2 969 839 руб. 85 коп.,

акт от 07.10.2014 № 261/04-10 в части предложения восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в сумме 845266 руб.,

акт от 29.10.2014 №296/04-10 в части предложения восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в размере 66 957 313 руб. 40 коп.,

предписание от 31.10.2014 № 22/04-12 в части предложения восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в сумме 66 957 313 руб. 40 коп. 

В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано.

По встречному иску суд обязал Учреждение возвратить средства ОМС в размере 83 354 301,49 руб., использованные не по целевому назначению, на счет фонда. В удовлетворении остальной части встречного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт, которым заявленные требования Учреждения удовлетворить полностью, в удовлетворении встречных требований отказать.

Заявитель жалобы полагает, что проверка в отношении Учреждения проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) в части несоблюдения сроков проведения проверки, установления в актах проверок недостоверной суммы нецелевого использования средств бюджета, нерассмотрения возражений проверяемого лица. Считает, что признание судом незаконными части сумм нецелевого использования средств ОМС, указанных в актах, не основано на материалах дела, не исследовано судом и не подтверждено доказательствами. Также заявитель указывает на несоответствие сумм в первой и второй частях резолютивной части решения суда.

В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Представители фонда в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, на основании приказов от 02.10.2014, 24.10.2014  фондом проведены проверки Учреждения по вопросу целевого использования средств ОМС, в ходе которых выявлены факты нецелевого использования средств в общей сумме 83 354 301,49 руб., направленных на приобретение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения пациентов с онкологическими заболеваниями.

По результатам плановой комплексной проверки Учреждения ему вручен акт от 26.09.2014  № 21/04-10, которым установлено нецелевое использование средств ОМС в период с 2012г. по 2 квартал 2014г. в сумме 66 167 143,48 руб., израсходованных на приобретение лекарств региональным льготникам (л.д.86 том 1).

По результатам внеплановой тематической проверки за 3 квартал 2014г. Учреждению вручен акт от 07.10.2014 № 261/04-10, которым установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 4 605 275,77 руб., израсходованных на приобретение лекарств региональным льготникам (л.д.138-139 том 1).

По результатам вновь проведенной проверки за уже указанные периоды Учреждению вручен акт от 29.10.2014 № 296/04-10, которым установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 83 354 301,49 руб., из них: 63 197 303,63 руб. – уточненная сумма по плановой проверке за период с 2012г. по 2 квартал 2014г. (акт № 21/04-10), 3 760 009,77 руб. – уточненная сумма по внеплановой проверке за 3 квартал 2014г. (акт № 261/04-10), 16 396 988,09 руб. – выявлено за период с 01.03.2011 по 31.12.2011.

 По результатам проверок, отраженных в акте от 29.10.2014 № 296/04-10, Учреждению выдано предписание №22/04-12 от 31.10.2014, пунктом 1 которого предложено в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания перечислить на счет фонда финансовую санкцию в размере 8 335 430,15 руб. за счет источников финансирования, не являющихся средствами ОМС; пунктом 2 – в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания восстановить средства ОМС, израсходованные нецелевым образом в сумме 83 354 301,49 руб., за счет источников финансирования, не являющихся средствами ОМС.

Несогласие Учреждения с предписанием и актами проверок фонда послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Заявляя встречные требования, фонд указал, что средства ОМС в сумме 83 354 301,49 руб. использованы Учреждением не по целевому назначению и подлежат восстановлению в бюджет фонда.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что акты фонда являются обязательными для исполнения.

На основании пункта 12 ч.7 ст.34 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее Положение о контроле).

Согласно п.21.3 Положения о контроле при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования указанных средств, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи.

В силу пункта 26 Положения о контроле возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется  медицинской организацией на основании полученного акта в порядке.

Поскольку акт проверки является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных не по целевому назначению средств ОМС, такой акт проверки является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован организацией в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Установив из последнего акта проверки (от 29.10.2014 № 296/04-10), что сумма 2 969 839 руб. 85 коп. ошибочно предъявлена к возврату (восстановлению) в бюджет фонда за период с 2012г. по 2 квартал 2014г. по первоначальному акту от 26.09.2014 № 21/04-10 (предъявлено 66 167 143,48 руб., а правильно 63 197 303,63 руб.), суд первой инстанции признал акт от 26.09.2014 № 21/04-10 в части предложения восстановить средства в сумме 2 969 839 руб. 85 коп. незаконным.

Установив также из последнего акта проверки (от 29.10.2014 № 296/04-10), что сумма 845 266 руб. ошибочно предъявлена к возврату (восстановлению) в бюджет фонда за 3 квартал 2014г. по акту от 07.10.2014 № 261/04-10 (предъявлено 4 605 275,77 руб., а правильно 3 760 009,77 руб.), суд первой инстанции признал акт от 07.10.2014 № 261/04-10 в части предложения восстановить средства в сумме 845 266 руб. незаконным.

В то же время, выявив повторное предъявление Учреждению к возврату средств ОМС в сумме 66 957 313 руб. 40 коп. по акту от 29.10.2014 №296/04-10, поскольку они уже предъявлены к возврату предшествующими актами (63 197 303,63 руб. + 3 760 009,77 руб.), суд в указанной части признал незаконным и акт проверки от 29.10.2014 №296/04-10. В результате по данному акту к возврату остались лишь средства за 2011г. в сумме 16 396 988,09 руб.

Итого к возврату – 83 354 301,49 руб. (63 197 303,63 + 3 760 009,77 + 16 396 988,09).

Предписание фонда об уплате штрафа признано незаконным, поскольку он вынесено на основании акта проверки от 29.10.2014 №296/04-10, в котором  выводы об уплате штрафа по части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ (в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств) отсутствуют.

Соответственно, в части взыскания штрафа с Учреждения в сумме 8 335 430,15 руб. фонду отказано.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда не является противоречивым и не может быть отменено по мотиву его неясности Учреждению. Кроме того, в подобных случаев сторона вправе обратиться за разъяснением решения суда в порядке, предусмотренном ст.179 АПК РФ.

В части удовлетворения требований Учреждения решение фондом не оспаривается.

Удовлетворяя встречные требования фонда об обязании Учреждения  возвратить средства ОМС в сумме 83 354 301,49 руб., использованные не по целевому назначению, а также отказывая Учреждению в признании актов фонда в данной части незаконными, суд первой инстанции исходил из обоснованности доводов фонда о том, что спорные расходы на приобретение лекарств подлежали финансированию за счет средств Удмуртской Республики, а не ОМС.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными.

В соответствии со  ст.4 Закона № 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Из положений ч.2 ст.30 Закона № 326-ФЗ следует, что границы целевого использования средств ОМС определяются на основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики №110 от 18.04.2011, №45 от 13.02.2012, №96 от 04.03.2013, №624 от 30.12.2013 утверждены Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2011, 2012, 2103, 2014 годы соответственно. Раздел IV Территориальные программы определяет в качестве источников финансирования Территориальные программы: 1) средства федерального бюджета, 2) средства обязательного медицинского страхования, 3) средства бюджета Удмуртской Республики. Указанными постановлениями предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики осуществляется финансовое обеспечение лекарственным препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу n А71-3865/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также