Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу n А50-597/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7605/2015-АК

г. Пермь

09 июля 2015 года                                                   Дело № А50-597/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г. Н.,

судей Васевой Е.Е.,  Савельевой Н.М..

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,

при участии:

от истца ООО «Транслес» (ОГРН 1085948000137, ИНН 5948033630) – Наумович О.А., паспорт, доверенность от 31.03.2015;

от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298) – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

истца ООО «Транслес»

на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 апреля 2015 года

по делу № А50-597/2015,

принятое судьей Виноградовым А.В.,

по иску ООО «Транслес»

к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края

об уменьшении арендной платы,

установил:

 ООО "Транслес" (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Министерству природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – ответчик, Министерство) об уменьшении размера арендной платы по договору аренды лесного участка от 13.07.2010 № 525 за 2011 г. до 5 021 185,90 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.04.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Требования истца основаны на п. 3 ст. 71 Лесного кодекса и п. 4 ст. 614 ГК РФ, ответчик не оспаривает расчет уменьшения арендной платы между тем, суд не рассмотрел и не дал оценку указанным обстоятельствам. Заявитель жалобы полагает, что в основу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований положена норма права (п. 2.1. ст. 74 ЛК РФ), которую истец не указывал в исковых требованиях.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.

Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 13.07.2010 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО «Транслес» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка (далее – договор), согласно которому арендодатель, действующий в соответствии со ст.ст. 29, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 19585,9 га, расположенный по адресу, указанному в п. 2 Договора.

Указанный договор заключен по результатам аукциона на основании протокола от 29.06.2009 № 4.

Согласно п. 21 договора срок его действия устанавливается с 13.07.2010 по 12.07.2045 включительно.

 Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 03.08.2010 за номером 59-59-14/056/2010-073.

Указом губернатора Пермского края от 05.07.2011 № 53 "О внесении изменений в указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 № 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края, которое постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", реорганизовано в форме присоединения к Министерству.

 Вследствие этого с 10.09.2012 Министерству перешли права арендодателя по Договору.

В силу п. 13.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены Договором.

В п. 4 договора с учетом дополнительного соглашения от 22.11.2010  № 1, зарегистрированного 29.12.2010, предусмотрено, что  арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с объемами использования лесов в соответствии с Проектом освоения лесов и Приложениями 1-11 к дополнительному соглашению от 22.11.2010 № 1 к настоящему Договору.

В п. 1.1 приложения № 2 к дополнительному соглашению от 22.11.2010 № 1 предусмотрены среднегодовые объемы использования лесов при рубках спелых и перестойных насаждений на 2011 год  20,6 т. куб. м., при уходе за лесами -10,6 т.куб.м.  (л.д. 94).

Указывая на то, что в связи с отсутствием реальной возможности освоить объем заготовки древесины условия пользования арендованным имуществом в 2011 ухудшены, общество не может использовать лесной участок для заготовки древесины в полном объеме по целевому назначению в соответствии с проектом освоения лесов ввиду давности проведения лесоустройства и несоответствия с 2011 г. возраста лесных насаждений с проектом освоения лесов, истец, ссылаясь на положения п. 4 ст. 614 ГК РФ, ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ, обратился в арбитражный суд с требованием уменьшить размер арендной платы по договору аренды лесного участка от 13.07.2010 № 525 за 2011 год до 5 021 185,90 руб.

Придя к выводу о том, что  исковые требования об уменьшении размера арендной платы за 2011 год удовлетворению не подлежат, суд первой инстанции исходил из анализа содержания ч. 2.1 ст. 74 ЛК РФ и Федерального закона от 21.07.2014 № 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в их взаимосвязи со ст. ст. 4, 422, 453 ГК РФ. При этом суд отметил, что  действие норм о возможности изменения договора аренды лесного участка по решению суда, установленных ч. 2.1. ст. 74 ЛК РФ, не может быть распространено на отношения, вытекающие из договора, за 2011 год.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом  судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Плата за объем ликвидной древесины, получаемой от мероприятий по осуществлению рубок ухода за лесами и санитарно-оздоровительными мероприятиями в соответствии с Проектом освоения лесов, исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (пункт 2 статьи 73 ЛК РФ).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, на 2011 год сторонами с учетом п.7.1 договора аренды согласован размер арендной платы в сумме 6 270 452 руб., определенный в соответствии с утвержденным и прошедшим экспертизу проектом освоения лесов, согласно которому в 2011 году предусмотрен ежегодный допустимый объем заготовки ликвидной древесины по рубкам в спелых и перестойных насаждениях на лесном участке 20,6 т.куб.м. и ежегодный допустимый объем заготовки древесины при уходе за лесом 10,5 т.куб.м. (л.д. 26, 35, 48-51).

Таким образом, предусмотренный договором размер арендной платы соответствует требованиям законодательства.

Согласно п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

Однако, из материалов дела не усматривается, что условия пользования или состояние лесного участка в 2011 году ухудшились по сравнению с моментом подписания договора (13.07.2010), заключения экспертизы проекта освоения лесов (22.10.2010), дополнительного соглашения(22.11.2010).

Таким образом, доводы истца о том, что рассматриваемые требования подлежат удовлетворению на основании п.4 ст. 614 ГК РФ, отклоняются как бездоказательные.

При этом, из пояснений истца, уточнений заявленных требований усматривается, что основанием для заявления требований об уменьшении арендной платы явился факт наличия недоиспользованного объема древесины по проекту освоения лесов в 2011 в объеме 8 406 куб.м., который возник в связи с изменением возраста проведения рубок ухода.

В рассматриваемом случае в связи с определением размера арендной платы в зависимости от объема ликвидной древесины, получаемой от мероприятий по осуществлению рубок ухода в соответствии с Проектом освоения лесов, изменение арендной платы фактически основано на необходимости внесения изменения в проект освоения лесов и заключенный договор аренды, что свидетельствует о правомерности применения судом первой инстанции положений ст. 74 ЛК РФ.

В ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса ( в редакции, действующей в 2011) содержалось специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным кодексом (ч. 7 ст. 53.7 Кодекса). Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.

Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный ст. 451 ГК РФ (Проект освоение лесов), в данном случае не может быть использован по следующим причинам.

Во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается ст. 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей в 2011), во-вторых, изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора.

Указанная правовая позиция приведена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12157/13.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 года N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.

При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу n А50-3738/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также