Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А50-25271/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7054/2015-ГК

г. Пермь

07 июля 2015 года                                                             Дело № А50-25271/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  07 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный  суд в составе:

председательствующего    Зелениной Т.Л.,

судей                                   Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ходыревой Н.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Пепеляев А.А. (удостоверение, доверенность от 08.04.2015),

от ответчика – Еловикова О.В. (удостоверение, доверенность от 29.12.2014),

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Мамонова Сергея Васильевича,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 29 апреля 2015 года

по делу № А50-25271/2014,

принятое судьей Мещеряковой Т.И.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Мамонова Сергея Васильевича (ОГРНИП 313590508700032, ИНН 590300204366)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права,

установил:

Индивидуальный предприниматель Мамонов Сергей Васильевич (далее – заявитель, предприниматель) обратился в  Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому края (далее - ответчик) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на 2-этажное здание - административно-хозяйственный блок со встроенной закрытой стоянкой легковых автомобилей, общая площадью 177,66 кв.м, и административно-хозяйственный блок для размещения эксплуатационной службы общей площадью 61,5 кв.м. (с учетом принятых уточнений в порядке ст.49 АПК РФ).

Решением суда от 29.04.2015 (резолютивная часть от 28.04.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Решение суда от 29.04.2015 обжаловано заявителем  в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что спорные объекты недвижимости выполняют вспомогательную функцию по отношению к основному объекту – торговому центру «МобиДик», являются вспомогательными объектами, получение разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию этих объектов не требуется. Документами, подтверждающими факт создания спорных объектов, являются декларации. Заявитель считает, что для государственной регистрации были представлены все необходимые документы, отказ в государственной регистрации является неправомерным.

Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 29.04.2015 без изменения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, предприниматель является сособственником земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410123:27, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 107.

На указанном земельном участке находится здание торгового комплекса, право собственности на которое зарегистрировано за заявителем 03.09.2013 на основании решения Ленинского районного суда г. Перми от 11.02.2013 по делу № 2-137/13).

Также на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410123:27 заявителем возведено два объекта недвижимости - административно-хозяйственный блок для размещения эксплуатационной службы общей площадью 61,5 кв.м и административно-хозяйственный блок со встроенной стоянкой легковых автомобилей общей площадью 177,66 кв.м.

Заявитель обратился к ответчику с заявлениями о государственной регистрации указанных капитальных строений  на основании деклараций.

Сообщениями от 12.09.2014 № 20/107/2014-919, от  21.11.2014 № 20/208/2014-928 в государственной регистрации права собственности на эти  объекты было отказано.

Полагая, что отказы в государственной регистрации противоречат закону,   заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст.200 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительными в случае, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения.

На основании статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения ответчика  от  21.11.2014 № 20/208/2014-928, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Как указано в ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, если для строительства объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, то основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок, а также представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства такого объекта недвижимого имущества не требуется выдачи разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация об объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (пункт 6 Разъяснений по применению Градостроительного кодекса Российской Федерации в части осуществления государственного строительного надзора и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации").

В качестве правоустанавливающего документа на 2-этажное здание административно-хозяйственного блока со встроенной закрытой стоянкой легковых автомобилей, общей площадью 177,66 кв.м была представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 28.08.2014.

В связи с возникшими у ответчика  сомнениями был направлен запрос в Министерство строительства и ЖКХ Пермского края от 09.10.2014 №20/208/2014-928 с приложением документов, представленных на государственную регистрацию.

Согласно ответа Министерства строительства и ЖКХ Пермского края от 27.10.2014 №СЭД-35-07-16.1-20 строительство 2-этажного здания административно-хозяйственного блока со встроенной закрытой стоянкой легковых автомобилей общей площадью 177,66 кв.м не является исключением из общего правила, установленного ст. 51 ГРК РФ, соответственно, для его строительства требуется получение разрешения на строительство, эксплуатация объекта допускается после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Как правильно указано судом первой инстанции, в отсутствие четкого определения законодателем перечня объектов недвижимости, относящихся к строениям и сооружениям вспомогательного назначения, которым даны лишь оценочные формулировки, правообладателю, помимо заполненной декларации и правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимо представить в регистрирующий орган документы, позволяющие однозначно установить, что построенный им объект имеет вспомогательный характер.

Согласно письму Минрегиона России от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751 -88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исходя из наименования, вида, площади, этажности заявленного к регистрации объекта, наличия  возможности использования по иному назначению, основания для его отнесения к объектам пониженного уровня ответственности, имеющего исключительно вспомогательное назначение, у ответчика отсутствовали.

Судом первой инстанции правомерно отклонено представленное заявителем заключение ЗАО «ГардХаус», согласно которому характеристики спорного объекта позволяют отнести его к вспомогательным объектам недвижимости, что не требует выдачи разрешения на строительство.

Из письма СРО Некоммерческое партнерство «Строители Урала» от 15.10.2014 следует, что  приложенное к заключению свидетельство о допуске не подтверждает право выдавать заключения о необходимости получения разрешения на строительство объектов.

В силу п. 3.2.7 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного   Постановлением   Правительства   Пермского   края   от 18.02.2014 № 90-п, в функции данного министерства входит выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Признав, что  Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является компетентным органом в вопросах выдачи разрешений на строительство, что подразумевает определение наличия оснований их выдачи применительно к пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание ответ  Министерства строительства и ЖКХ Пермского края от 27.10.2014 №СЭД-35-07-16.1-20 о необходимости получения разрешения на строительство 2-этажного здания административно-хозяйственного блока со встроенной закрытой стоянкой легковых автомобилей общей площадью 177,66 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы, содержащие иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, судом апелляционной инстанции отклоняются. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ответчика о необоснованном отказе в назначении экспертизы на предмет определения вспомогательного назначения объекта. Отказывая в назначении экспертизы суд первой инстанции правомерно исходил из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств не могут быть поставлены перед экспертом.

Поскольку представленная для государственной регистрации декларация об объекте - 2-этажном здании административно-хозяйственного блока со встроенной закрытой стоянкой легковых автомобилей общей площадью 177,66 кв.м не является надлежащим документом, подтверждающим факт создания такого объекта недвижимого имущества, отказ в государственной регистрации права собственности № 20/208/2014-928 от 21.11.2014  не противоречит закону. Основания для удовлетворения заявленных требований в этой части у суда первой инстанции отсутствовали.

При проверке обоснованности решения ответчика № 20/107/2014-919 от 12.09.2014, суд  первой инстанции также обоснованно указал

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А50-11658/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также