Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А50-26060/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6074/2015-АК

г. Пермь

18 июня 2015 года                                                               Дело №­­ А50-26060/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судей  Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шабалиной А.В.,

при участии:

от истца Департамента финансов администрации г. Перми - Котяшева В.Д., удостоверение, доверенность от 30.12.2014;

от ответчика Администрации Ленинского района г. Перми - Зеленков С.А., удостоверение, доверенность от 12.01.2015;

от третьего лица Автономной некоммерческой организации по пропаганде и развитию физической культуры и спорта «Форвард» – не явились, извещены надлежащим образом;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца Департамента финансов администрации г. Перми,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2015 года

по делу № А50-26060/2014,

принятое судьей Васильевой Е.В.,

по иску Департамента финансов администрации г. Перми (ОГРН 1025900523406, ИНН 5902290610)

к Администрации Ленинского района г. Перми (ОГРН 1025900526277, ИНН 5902290057),

третье лицо – Автономная некоммерческая организация по пропаганде и развитию физической культуры и спорта «Форвард»

о взыскании ущерба в сумме 586 400 руб.,

установил:

 

Департамент финансов администрации г. Перми (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Администрации Ленинского района г. Перми (далее – ответчик, Администрация) в пользу муниципального образования города Перми ущерба в сумме 586 400 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.03.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы настаивает на том, что  ответчик необоснованно, в отсутствие отчетной документации, предусмотренной муниципальным контрактом от 02.05.2012 №163-к/2012, оплатил третьему лицу услуги по данному контракту. Указывает на то, что представленные копии документов не подтверждены подлинниками.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу отклонил приведенные в ней доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, приведенным в отзыве на нее, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 №1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта (раздел III).

С учетом указанного распоряжения Постановлением администрации г.Перми от 05.12.2008 № 1166 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Перми» (далее – Программа), которой предусмотрены в числе прочего организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в Ленинском районе г. Перми (пункт 1.2.4 целей Программы).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений до 01.01.2014 регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

Данным законом установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

На основании норм Закона № 94-ФЗ, в рамках реализации Программы, а также по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол от 16.04.2012 № 81 ЭА/2/1) между администрацией (муниципальным заказчиком) и АНО «Форвард» (исполнителем) заключен муниципальный контракт от 02.05.2012 № 163-к/2012 на организацию и проведение физкультурно-оздоровительной работы в Ленинском районе г.Перми.

Согласно пункту 1.1 контракта исполнитель по заданию муниципального заказчика обязуется оказать услуги (выполнить работы) по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы в Ленинском районе в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что наименования, виды работ (услуг) по муниципальному контракту, требования, предъявляемые к работам (услугам), включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики работ (услуг), сроки выполнения работ (оказания услуг), требования к отчетной документации и другие условия исполнения муниципального контракта определяются в техническом задании на выполнение работ (оказание услуг), являющемся приложением № 1 к муниципальному контракту.

При этом, отчетная документация – подготовленные и подписанные исполнителем документы и материалы, подтверждающие надлежащее выполнение работ (оказание услуг) по муниципальному контракту (этапу муниципального контракта), передаваемые муниципальному заказчику, включая все документы и материалы, предусмотренные требованиями к отчетной документации, установленными в задании на выполнение работ (оказание услуг) (пункт 2.1.1 контракта).

В техническом задании указано на проведение, в том числе, следующих мероприятий: занятия по общефизической подготовке с жителями на спортивных площадках Ленинского района не менее 3 раз в неделю (пункт 1); спортивно-массовые мероприятия по пляжным видам спорта (пляжный волейбол, пляжный футбол, пляжный регбол) на Городском пляже не менее 1 раза в месяц (пункт 2); спортивный праздник, посвященный Дню физкультурника на Городском пляже – 06.08.2012 (пункт 4); проведение утренней физической зарядки на открытых площадках Ленинского района – 5 раз в неделю (пункт 13).

Срок оказания услуг установлен техническим заданием до 20.12.2012.

Сметой расходов, являющейся приложением № 2 к контракту, на организацию и проведение физкультурно-оздоровительной работы в Ленинском районе г. Перми предусмотрены расходы в следующих размерах: занятия по общефизической подготовке с жителями Ленинского района – 379 736,19 руб.; спортивно-массовые мероприятия по пляжным видам спорта (пляжный волейбол, пляжный футбол, пляжный регбол) – 34 474 руб.; спортивный праздник, посвященный Дню физкультурника – 25 027 руб.; проведение утренней физической зарядки – 147 167 руб.

В качестве требований, предъявляемых к каждому из названных мероприятий, указаны предоставление положения или программы мероприятия; полного текстового отчета на бумажном и электронном носителях и финансового отчета (акт сдачи-приемки оказанных услуг, чеки, счет-фактура); обязательное предоставление фото- или видеоматериалов на электронном носителе; срок предоставления отчета – в течение 10 календарных дней с момента оказания услуг.

Согласно пункту 3.1 муниципального контракта, общая стоимость (цена) работ (услуг) по контракту составляет 835 600 руб.

Осуществляя ревизию финансово-хозяйственной деятельности Администрации Ленинского района г. Перми, Департамент проверил использование бюджетных средств, выделенных целевыми программами, в том числе в сумме 835 600 руб. на оплату услуг АНО «Форвард» по муниципальному контракту от 02.05.2012 № 163-к/2012.

В ходе проверки установлено, что документы, подтверждающие проведение мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 13 технического задания, исполнителем не представлены, однако оплата услуг произведена согласно актам сдачи-приемки оказанных услуг. Подписание администрацией актов сдачи-приемки оказанных услуг и оплата этих услуг в отсутствие полного пакета отчетной документации привело к нарушению бюджетного законодательства при исполнении бюджета г. Перми в части нарушения основного принципа бюджетной системы – результативности и эффективности использования бюджетных средств – и, как следствие, неправомерному расходованию бюджетных средств в сумме 586,4 тыс. руб. (379736,19 + 34474 + 25027 + 147167).

По факту выявленных нарушений Департаментом в адрес Администрации вынесено предписание от 23.04.2014 о возмещении ущерба, причиненного нарушением бюджетного законодательства, в сумме 586,9 тыс. руб.

Поскольку бюджетные средства в сумме 586 400 руб. ответчиком не возвращены, истец на основании п. 4 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обратился за их взысканием в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком соблюдены условия, предусмотренные вышеназванным контрактом, а именно, требования к отчетной документации.

Заявитель апелляционной жалобы с данными выводами арбитражного суда не согласен, настаивает на том, что ответчик необоснованно, в отсутствие отчетной документации, предусмотренной муниципальным контрактом от 02.05.2012 №163-к/2012, оплатил третьему лицу услуги по данному контракту.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом  судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) под нецелевым использованием бюджетных средств пронимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта (пункт 5 ст.219 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).

Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 4 статьи 270.2 БК РФ).

В соответствии с пунктом

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А50-477/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также