Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу n А60-57367/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-5942/2015-АК

г. Пермь

16 июня 2015 года                                                   Дело № А60-57367/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей  Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,

при участии:

от заявителя – закрытого акционерного общества «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» (ОГРН 1046603999420, ИНН 6671151256): Леванов А.Г., паспорт, доверенность от 09.01.2014;

от заинтересованного лица - Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица - Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2015 года

по делу № А60-57367/2014,

принятое судьей Дегонской Н.Л.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района»

к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области

о признании незаконным бездействия,

  установил:

закрытое акционерное общество «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» (далее – заявитель, общество, ЗАО «УК «РЭМП») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным   бездействия Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо), выразившегося в непроведении проверок по обращениям ЗАО «УК «РЭМП», обязании рассмотреть обращения заявителя по существу и провести проверку законности процедуры избрания способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Екатеринбург, ул. Ольховская, д.25/1, - управление жилищным кооперативом «Ольховский».

  Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2015 года (резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2015 года) заявленные требования удовлетворены.

  Не согласившись с решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

  В обоснование жалобы указывает на отсутствие у Управления полномочий для организации и проведения проверки выбора способа управления жилищным кооперативом или выбора его в качестве лица, которое управляет многоквартирным домом. Ссылается на то, что вопрос о смене способа управления отнесен к исключительной компетенции собственников помещений многоквартирного дома, а именно собственники, приняв соответствующее решение, вправе отказаться от услуг какой-либо управляющей организации. По мнению апеллятора, права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены, дополнительных обязанностей на общество не возложено.

  Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание  не направило, что в силу ч.2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

  Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

  Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию письменного отзыва.

  Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

         Как следует из материалов дела, ЗАО «УК «РЭМП» обратилось в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области с заявлением о проведении проверки законности процедуры избрания способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Екатеринбург, ул. Ольховская, д. 25/1,  - управление жилищным кооперативом «Ольховский».

         В адрес управляющей компании 05.09.2014 поступил ответ заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Карпухиной Л.А. (№29-14-08/20374 от 20.08.2014), согласно которому Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области не вправе проводить контрольно-надзорные мероприятия в отношении жилищного кооператива.

         Также 14.10.2014 в адрес управляющей компании поступил ответ (29-14- 08/23627 от 07.10.2014), согласно которому управление не вправе проводить проверки выбора способа управления многоквартирным домом - управление жилищным кооперативом.

         ЗАО «УК «РЭМП» вновь обратилось в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области с заявлением о проведении проверки законности процедуры избрания способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Екатеринбург, ул. Ольховская, д. 25/1, - управление жилищным кооперативом «Ольховский». На данное обращение заявителем вновь получен ответ от 21.11.2014 №29-14- 08/27591  об отсутствии у ГЖИ полномочий на проведение соответствующих проверок.

         Полагая, что ответы № 29-14-08/20374, № 29-14-08/23627 и 29-14- 08/27591 о невозможности проведения проверок по обращениям ЗАО «УК «РЭМП» свидетельствуют о бездействии Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области в части проведения проверок, ЗАО «УК «РЭМП» обратилось в суд с  заявлением.

  При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу  о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.

  Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции  отмене либо изменению не подлежит.

  В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  Суд первой инстанции при рассмотрении дела правомерно руководствовался следующими нормативными положениями.

         Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон №59-ФЗ) следует, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

         В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона №59-ФЗ).

         На основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.

         Согласно Положению об Управлении Государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2014 № 354-ПП, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области.

  В соответствии с ч.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

         В силу ч. 4.2 ст.20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

         Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 названного Кодекса).

         На основании ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу n А71-14387/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также