Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2015 по делу n А50-1249/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-5523/2015-АК

г. Пермь

08 июня 2015 года                                                   Дело № А50-1249/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е. Е.

судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Безденежных М.К.

при участии:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью "АВ-ЮГ" (ОГРН 1025901363784, ИНН 5906051356): Рюмина Е.Н., паспорт, доверенность от 01.01.2015,

от заинтересованного лица – Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360):                Михеев С.В., удостоверение, доверенность от 12.01.2015,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 апреля 2015 года

по делу № А50-1249/2015,

принятое судьей Мухитовой Е.М.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВ-ЮГ"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю

о признании незаконным постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АВ-Юг» (далее – ООО «АВ-Юг) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – антимонопольный орган) от 26.12.2014 № 826-14-АДМ о наложении штрафа по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.04.2015 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26.12.2014 № 826-14-АДМ о наложении штрафа.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает на то, что документы, запрошенные письмом от 03.09.2014 № 12229-14, от ООО «АВ-Юг» не только поступили с нарушением установленного срока, но и не в полном объеме. Указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях ООО «АВ-Юг» состава административного правонарушения, не исследованы судом первой инстанции.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.

ООО «АВ-Юг» по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, полагает, что в его действиях не имеется состава административного правонарушения, поскольку запрошенные документы направлены в адрес антимонопольного органа 26.09.2014, то есть в установленный срок. Неполучение антимонопольным органом почтового отправления не может служить основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.

Представитель в судебном заседании поддержал доводы отзыва, полагает, что все запрошенные документы представлены в полном объеме и своевременно.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела № 345-12-А Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю вынесено решение по делу № 345-12-А, которым положение ООО «АВ-Юг» в силу ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) признано доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах с. Барда, г. Оса, г. Нытва, г. Очер, п. Юго-Камский Пермского муниципального района, п. Звездный Пермского муниципального района Пермского края; в силу ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Реал» в составе группы лиц признано доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах г. Перми; действия ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Реал» по установлению стоимости услуг автовокзалов по договорам с перевозчиками в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов на услуги перевозчиков признаны нарушением пунктов 6, 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Реал» решено было выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о защите конкуренции путем изменения порядка ценообразования стоимости услуг автовокзалов для перевозчиков, а именно: не устанавливать стоимость услуг автовокзалов в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов на перевозку пассажиров и багажа автобусами регулярных маршрутов.

На основании указанного решения антимонопольным органом ООО «АВ-Юг» выдано предписание от 25.10.2012 по делу № 345-12-А, которым ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Реал» предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг автовокзалов (автостанций), а именно: не устанавливать экономически, технологически и иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на одну и ту же услугу автовокзала (автостанции); не создавать дискриминационные условия для перевозчиков; и совершить следующие действия: изменить порядок ценообразования стоимости услуг автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов для перевозчиков; не устанавливать стоимость услуг автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов; представить в Пермское УФАС России на согласование расчеты стоимости услуг автовокзалов для перевозчиков для каждого автовокзала, автостанции, кассового пункта отдельно по каждой услуге, предоставляемой автовокзалом (автостанцией, кассовым пунктом) перевозчикам; в течение 10 дней с момента утверждения Пермским УФАС России стоимости услуг автовокзалов для перевозчиков довести до Перевозчиков информацию об изменении порядка ценообразования стоимости услуг автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов.

Законность решения и предписания антимонопольного органа по делу                 №  345-12-А подтверждена судебными актами по делу № А50-24492/2012.

Пунктом 3 предписания от 25.10.2012 по делу № 345-12-А ООО «АВ-Юг» предписано в срок до 19.12.2012 представить в антимонопольный орган на согласование методику расчета стоимости услуг автовокзалов для перевозчиков для каждого автовокзала, автостанции, кассового пункта отдельно по каждой услуге, предоставляемой автовокзалом (автостанцией, кассовым пунктом) Перевозчикам.

Определением от 17.07.2014 о разъяснении предписания от 25.10.2012 по делу № 345-12-А о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об удовлетворении ходатайства ответчика ООО «АВ-Юг» о продлении сроков исполнения предписания от 25.10.2012 по делу № 345-12-А о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в связи с тем, что в предписании комиссией антимонопольного органа выявлены опечатки, которые устранены определением от 14.07.2014, комиссия антимонопольного органа на основании частей 5 и 6 ст. 51 Закона о защите конкуренции продлила срок исполнения пункта 3 предписания ООО «АВ-Юг» до 04.08.2014.

Во исполнение предписания ООО «АВ-Юг» представило антимонопольному органу «Методику расчета стоимости услуг автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов ООО «АВ-Юг» для перевозчиков на 2014 год» (исх. №141 от 04.08.2014, вх. № 13025-14 от 14.08.2014).

Проанализировав представленную методику, антимонопольный орган  письмом от 03.09.2014 № 12229-14 сообщил ООО «АВ-Юг», что в методике отсутствует письменное обоснование, каким образом объем услуг, оказываемых ООО «АВ-Юг» пассажирам, влияет на объем оказанных услуг перевозчикам на конкретном автовокзале; в методике отсутствует письменное обоснование, каким образом дальность рейса перевозчика влияет на объем оказанных услуг перевозчикам на конкретном автовокзале; в методике отсутствует письменное обоснование, каким образом протяженность пути по отдельному билету влияет на расходы конкретного автовокзала, автобусной станции, кассового пункта ООО «АВ-Юг».

Одновременно в этом же письме антимонопольный орган сообщил ООО «АВ-Юг» о том, что в решении от 25.10.2012 по делу № 345-12-А указано следующее: комплекс фактически полученных услуг автовокзала, оказываемый автовокзалами различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту. Система ценообразования, сложившаяся у ответчиков по делу № 345-12-А (в том числе у ООО «АВ-Юг») не соответствует антимонопольному законодательству, так как зависит от выручки перевозчиков и не имеет прямой привязки к расходам организаций, оказывающих услуги автовокзалов и автостанций. Расчет стоимости услуг автовокзала в зависимости от дальности рейса перевозчика также не имеет прямой привязки к расходам организаций, оказывающих услуги автовокзалов и автостанций, включенным в себестоимость услуг, предоставляемых перевозчикам, и для оценки соответствия представленной методики антимонопольному законодательству и на основании статей 22, 25 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган запросил у ООО «АВ-Юг» ряд бухгалтерских и иных документов, сведения и информацию, оформленные в виде таблиц, в срок до 15.09.2014.

Заявитель ходатайством от 15.09.2014 просил антимонопольный орган продлить срок для представления документов и сведений (информации).

Письмом от 16.09.2014 антимонопольный орган сообщил о продлении срока предоставления документов по запросу от 03.09.2014 до 26.09.2014.

Не получив в установленный срок документы, указанные в запросе от 03.09.2014 № 12229-14, 31.10.2014 антимонопольный орган по факту нарушения ООО «АВ-Юг» ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции составил протокол № 826-14-адм об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Постановлением антимонопольного органа от 26.12.2014 № 826-14-адм ООО «АВ-Юг» привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 110 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «АВ-Юг» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.

Из положений п. 1, 11 ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 44, ч. 5 ст. 45 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган в целях выполнения возложенных на него обязанностей вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и информацию, объяснения в письменной или устной форме, необходимые для разрешения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения материалов дела.

Статьей 25 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Таким образом, законом установлено право антимонопольного органа на получение информации и документов, необходимых для осуществления его функций, и корреспондирующая этому праву обязанность перечисленных в ст. 25 Закона лиц представить надлежащие документы.

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, влечет  наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «АВ-Юг» 26.09.2014 направило в адрес антимонопольного органа документы, испрашиваемые по запросу от 03.09.2014 № 122229-14, что подтверждается почтовой квитанцией от 26.09.2014 № 01942 (почтовый идентификатор 61406478019420), описью вложения в ценное письмо, копией конверта (т. 1 л.д. 10-11, т. 2 л.д. 7).

Из указанных документов следует, что заявителем в антимонопольный орган направлены ответ на запрос от 03.09.2014, бухгалтерские балансы за 2013 год, отчеты о прибылях и убытках за 2013 год, реестр договоров с перевозчиками, действующих в 2013 году и первом полугодии 2014 года, сведения о количестве реализованных билетов за 2013 год и 1 квартал 2014 года, информация о затратах, расходах, понесенных в 2013 года и в 1 квартале 2014 года.

Согласно информации с сайта ФГУП «Почта России» сервис «Отслеживание почтовых отправлений» почтовое отправление с почтовым идентификатором 61406478019420 принято органом почтовой связи 26.09.2014, 28.09.2014 имела место «неудачная попытка вручения» корреспонденции адресату, 29.10.2014 произведен возврат корреспонденции

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2015 по делу n А71-9409/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также