Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А60-48781/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2909/2015-ГК

г. Пермь

01 июня 2015 года                                                   Дело № А60-48781/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01  июня 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцовой Ю. А.

судей                              Паньковой Г.Л., Семенова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,

при участии:

от  лиц, участвующих в деле, – не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2015 года

по делу № А60-48781/2014,

принятое судьей Григорьевой С.Ю.

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича  (ОГРН 312591113200016, ИНН 665803455591)

к Администрации Сысертсого городского округа Свердловской области, 

третье лицо:  Департамент лесного хозяйства Свердловской области,

о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, об обязании заключить договор,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Яков Николаевича (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации Сысертсого городского округа Свердловской области (далее – ответчик)  в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308006:9 площадью 4 341 381 кв. м.

На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

Решением суда от 12.03.2015 в удовлетворении заявления отказано.

Заявитель с решением не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель, ссылаясь на то, что испрашиваемый участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и испрашивался заявителем  для крестьянского фермерского хозяйства, суду  к спорным правоотношениям следовало применить положения ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Считает недоказанным факт наложения испрашиваемого земельного участка  сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:25:1308006:9 на находящийся в  федеральной собственности лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384. Заявитель указывает,  что земельный участок с кадастровым номером 66:25:1308006:9 относится к категории земель  сельскохозяйственного назначения, доказательства нарушения порядка перевода спорного земельного участка из одной категории в другую не представлены.

Заявителем также заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «ФКП Росреестра».

Согласно ч. 3 ст. 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

С учетом изложенного, поскольку в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц, апелляционный суд отклоняет названное ходатайство на основании ст. 51, 266, 268 АПК РФ. При этом из  обжалуемого решения, материалов дела не следует, что решение  затрагивает права и обязанности указанного заявителем жалобы лица.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.

Ответчик отзыв на апелляционную  жалобу  не представил.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения. Третье лицо указывает, что земельной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, на который накладывается  испрашиваемый земельный участок, относится к землям лесного фонда, является ранее учтенным, идентифицирован по материалам лесоустройства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 05.08.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Я. Н. обратился в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду  земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308006:9 площадью 4341381 кв.м. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

18.08.2014 заявителю отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что  земельный участок сформирован и  на основании ст. 10 Федерального закона  «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  подлежит передаче в аренду  на торгах.

Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ Администрации в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308006:9 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

В ч. 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ч. 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого отказа) осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из материалов дела следует, что на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, относящийся к землям лесного фонда, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе полномочия по организации и проведению соответствующих аукционов, за счет субвенций из федерального бюджета.

На территории Свердловской области вышеперечисленные полномочия осуществляет Департамент лесного хозяйства Свердловской области в соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 № 1905-ПП (п. 8 Положения).

Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний)

Вводным законом к ЛК РФ предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).

Частью 6 статьи 47  Федерального закона «О кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Земельной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 является ранее учтенным земельным участком, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства с совокупности, в том числе материалы лесоустройства и представленные по запросу суда документы, на основании которых осуществлялся кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок налагается на лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, а именно, на земли лесного фонда в кварталах 4,5,6,7,8,9,10,11 урочища «совхоз Кадниковский» Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества.

Доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции о наложении земельных участков, заявителем не представлены (ст. 65 АПК РФ).

При этом апелляционный суд отмечает, что заявителю судом первой инстанции было разъяснено право на получение доказательств, предложено проведение судебной землеустроительной экспертизы, между тем, заявитель от проведения экспертизы отказался.

Поскольку на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, относящийся к землям лесного фонда, зарегистрировано право собственности Российской Федерации,  судом установлено наложение испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, у Администрации отсутствовали основания для распоряжения испрашиваемым земельным участком, Департамент лесного хозяйства Свердловской области  обладает правом  на распоряжение земельным участком путем проведения аукционов по продаже права  на заключение договора аренды.

Учитывая изложенное, оспариваемый отказ ответчика  закону не противоречит.

Постановлением  главы Сысертского  городского округа  от 10.11.2006 №2995  прекращено право постоянного бессрочного пользования СПК «Бобровский» в связи с добровольным отказом от права на земельные участки площадью 1336,4892 га (категория  земель сельскохозяйственного назначения, угодья – лесные площади) и 2,8217 га (категория  земель поселений, лесные площади), расположенные в границах лесных кварталах Сысертского  сельского лесхоза, предоставленных СПК «Бобровский» на основании постановления  главы администрации  Сысертского района от 11.11.1997 №1155.

Как следует из  письма  ФГБУ «ФКП Росреестра» филиала по Свердловской области от 27.02.2015, земельный участок с кадастровым номером 66:25:1308006:9  площадью 4341381 кв.м.  поставлен на  кадастровый учет  19.12.2007 на основании постановления   главы Сысертского городского округа  от 02.10.2007 №2325, описания земельного участка.

Согласно выписке из Единого государственно реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.12.2014 права на земельный участок  с кадастровым номером 66:25:1308006:9  площадью 4341381 кв.м.  не зарегистрированы.

Указанные документы не являются доказательствами  перевода земельного  участка из состава земель лесного фонда в  земли  сельскохозяйственного назначения, доказательств соблюдения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004  № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в материалы дела не представлено.

Довод

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А60-41634/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также