Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А71-15423/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4802/2015-АК

г. Пермь

29 мая 2015 года                                                   Дело № А71-15423/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Муравьевой Е.Ю.,

судей  Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы»: не явились;

от заинтересованного лица Администрация муниципального образования "город Ижевск": Сибирякова О.Ю., паспорт, доверенность от 12.01.2015;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 24 февраля 2015 года

по делу № А71-15423/2014, принятое судьей Коковихиной Т.С.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)

к Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)

о признании недействительным постановления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы», г.Ижевск (далее - ООО «УКС», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Ижевска (далее – Администрация г.Ижевска, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления № 125 от 12.02.2014 и о восстановлении срока для подачи в суд заявления о признании недействительным постановления № 125 от 12.02.2014.

Решением от 24 февраля 2015 года Арбитражный суд Удмуртской Республики в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления в суд отказал, в удовлетворении заявленных требований общества отказал.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с выводами суда первой инстанции не соглашается, поскольку, по мнению общества, ему стало известно о нарушенных правах из письма от 22.12.2014. Вывод суда о неправильном способе защиты прав, по мнению подателя жалобы, не соответствует ст. 200 АПК РФ.

Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица, присутствовавший в судебном заседании, позицию, изложенную в отзыве, поддержала.

 Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска и ООО «УКС» (далее – арендатор)  заключены договоры аренды имущества № 518 от 05.12.2007 (краткосрочный), № 1 от 25.12.2008 (долгосрочный).

Постановлением № 20 от 13.01.2014 Администрация г.Ижевска  (далее – арендодатель) утвердила годовую арендную плату на 2014 год по вышеуказанным договорам аренды имущества в размере 50 млн. руб. Постановлением от 12.02.2014 № 125 Администрация внесла изменения в постановление № 20 от 13.01.2014 и увеличила годовую арендную плату до 63 млн. рублей.

Письмом от 27.08.2014 № 01-19/1857 арендодатель в соответствии с условиями договора уведомил Арендатора об увеличении годовой арендной платы до 63 млн. рублей.

Арендатор обратился в Администрацию г. Ижевска с письмом с просьбой обосновать повышение размера арендной платы на 2014, на что получен ответ арендодателя, изложенный в письме от 22.12.2014.

Общество, полагая, что постановление администрации от 12.02.2014 № 125 не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Решением от 24 февраля 2015 года Арбитражный суд Удмуртской Республики в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления и в удовлетворении заявленных требований отказал.

Рассмотрев доводы сторон, исследовав материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим мотивам.

В части отказа суда первой инстанции в восстановлении пропущенного срока на обжалование апелляционный суд поддерживает выводы суда на следующих основаниях.

Согласно ч.4 ст.198 АПК РФ пропуск срока на обращение в арбитражный  суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Заявитель указывает, что ему стало известно о нарушении своих прав оспариваемым постановлением № 125 от 12.02.2014 после получения ответа от Администрации г. Ижевска от 22.12.2014 исх. № 01-19/3275.

Однако самим же обществом при подаче заявления в суд было представлено письмо Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска от 27.08.2014 № 01-19/1857, с оттиском штампа ООО «УКС» на нем, свидетельствующем о получении указанного письма 29.08.2014. Из содержания данного письма следует, что арендная плата по договорам аренды имущества на 2014 года утверждена в размере 63 млн. руб. на основании постановления от 12.02.2014 № 125.

Таким образом, о принятии постановления, которым увеличен размер арендной платы, обществу стало известно 27.08.2014, с заявлением в суд об оспаривании постановления общество обратилось 29.12.2014, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока.

В связи с указанными обстоятельствами уважительных причин для восстановления пропущенного срока на подачу заявления судом первой инстанции обоснованно не выявлено, в восстановлении пропущенного срока заявителю отказано правомерно.

По существу спора апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции также правомерно принял решение, которым отказал в удовлетворении заявленных требований общества.

В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Часть 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 Статья 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 части 1).

Из вышеприведенных норм следует, что основополагающим принципом организации деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.

Соответственно и имущество, находящееся в муниципальной собственности, должно использоваться, в первую очередь, для решения тех вопросов, которые законодатель отнес к ведению органа местного самоуправления.

Согласно п. 4.1, 4.2 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по регулировании тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения; а также полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Во исполнение указанных задач Администрация города Ижевска как орган местного самоуправления предоставила ООО «УКС» во временное владение и пользование имущество для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г.Ижевска по вышеуказанным договорам аренды имущества № 518 от 05.12.2007 и № 1 от 25.12.2008.

На основании статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в порядке и сроки, определенные договором.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, ООО «УКС», заключив с Администрацией города Ижевска вышеуказанные договоры аренды, приняло на себя обязательства по исполнению условий договоров, в том числе, условий о порядке установления размера и внесения арендной платы (п. 4.3).

  В договорах аренды имущества от 05.12.2007 №518, от 25.12.2008 №1 предусмотрено, что арендная плата пересматривается Арендодателем и утверждается постановлением Администрации г. Ижевска. Об изменении арендной платы Арендатор письменно уведомляется.

Согласно п.4.3 договора аренды имущества от 05.12.2007 №518 арендная плата пересматривается Арендодателем в соответствии с условиями конкурсной документации и утверждается постановлением Администрации г. Ижевска. Об изменении арендной платы Арендатор письменно уведомляется.

Согласно п.4.3 договора аренды имущества от 25.12.2008 №1 арендная плата пересматривается Арендодателем в случае изменения показателей, предусмотренных п. 4.1 договора, исходя из которых рассчитывается арендная плата, без согласия Арендатора и утверждается постановлением Администрации г.Ижевска. Об изменении арендной платы Арендатор письменно уведомляется.

Следовательно, в указанных договорах аренды имущества содержатся аналогичные условия, определяющие уведомительный порядок изменения арендной платы по инициативе Администрации г. Ижевска.

В соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию.

В

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А60-38308/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также