Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу n А50-24409/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4215/2015-АК

г. Пермь

22 мая 2015 года                                                   Дело № А50-24409/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей  Грибиниченко О.Г., Васевой Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,

при участии:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Уралэкоресурс» (ОГРН 1025900526717, ИНН 5902814166): Мальцева М.В., паспорт, доверенность от 09.04.2015,

от заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Соловьев С.В., удостоверение, доверенность от 21.07.2014,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Уралэкоресурс»

на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2015 года

по делу № А50-24409/2014,

принятое судьей Вшивковой О.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уралэкоресурс»

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю

о признании недействительным предписания,

  установил:

  общество с ограниченной ответственностью «Уралэкоресурс» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 27.06.2014 №24/4/1-6, вынесенного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - орган госпожнадзора, заинтересованное лицо).

  Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

  Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

  В апелляционной жалобе  приводит доводы об уважительности причин пропуска  трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением. Указывает, что заявителю о нарушении его прав стало известно 30.10.2014, с момента вступления в законную силу постановления мирового судьи судебного участка №19 Ленинского района г.Перми по делу №5-335 от 08.09.2014.  В судебном акте по делу №5-335 содержатся выводы о недоказанности нарушений, выявленных при проведении проверки, данный судебный акт имеет  в силу ст.69 АПК РФ преюдициальное значение для дела. Ссылается на необоснованное исчисление судом срока с 27.06.2014, с учетом того, что окончанием срока проведения проверки явилось 03.07.2014, также заявителем представлялись возражения от 10.07.2014 к акту проверки и предписанию от 27.06.2014.

  Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.

  Заинтересованное лицо не согласно с приведенными в апелляционной жалобе доводами, считает решение суда законным и обоснованным, просит  оставить его без изменения, отказать в удовлетворении жалобы.

  Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию письменного отзыва.

  Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  Обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

  В соответствии с положениями ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

  Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ГУ МЧС России по Пермскому краю  в отношении ООО «Уралэкоресурс» на основании требования прокурора Пермского края от 21.05.2014 №7/2-68-2014 в соответствии с распоряжением ГУ МЧС России по Пермскому краю от 02.06.2014 №24 проведена внеплановая выездная проверка.

  По итогам проверки органом надзора составлен акт от 27 июня 2014 года и выдано предписание № 24/4/1-6 об устранении нарушений, установленных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  Усматривая несоответствие предписания требованиям действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Уралэкоресурс» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующими требованиями.

  Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из законности и обоснованности оспариваемого предписания и пропуска срока для его обжалования без уважительных причин.

  Данные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит правильными, соответствующими нормам материального и процессуального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

  Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка проведена заинтересованным лицом на основании распоряжения, которое направлено обществу электронной почтой 03.06.2014 (л.д.133-134). Задачей проверки явилась проверка готовности профессионального аварийно-спасательного формирования ООО «Уралэкоресурс» к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации (л.д.141-144).

  По запросу ГУ МЧС России по Пермскому краю  ООО «Уралэкоресурс» были представлены документы (л.д.112-113). Проверка общества проведена в присутствии генерального директора (л.д.14-16). Продолжительность проверки 13 рабочих дней.

  По итогам проверки органом надзора составлен акт от 27 июня 2014 года и выдано предписание № 24/4/1-6 об устранении нарушений, установленных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Предписание вручено законному представителю общества 27.06.2014.

  Таким образом, в ходе проведения внеплановой выездной проверки ГУ МЧС России Пермского края соблюдены требования Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

   Согласно ст. 27 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и подп. «в» п. 6 Положения о  государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712, должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

  Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержден Приказом МЧС России от 26.12.2014 № 733. В состав должностных лиц, уполномоченных  осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, входят должностные лица главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

  Согласно п.6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 359 (зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2012 № 24878), должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции вправе выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  Предписание выдано заместителем начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю.

  Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом компетентного государственного органа.

  Относительно законности и обоснованности требований органа надзора об устранении выявленных нарушений, их доказанности суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

  Организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», который регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

  Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.

  Из материалов дела следует, что ООО «Уралэкоресурс» создано профессиональное аварийно-спасательное формирование.

В нарушение требований п.2 ст.7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Закон №151-ФЗ) профессиональное аварийно-спасательное формирование создано при отсутствии на то оснований (отсутствие согласования с уполномоченным органом).

Обществу предписано получить один из распорядительных документов, поименованных в п.2 ст.7 Закона №151-ФЗ, о создании профессионального аварийно-спасательного формирования (далее АСФ)  ООО  «Уралэкоресурс» (пункт 1 предписания).

         В нарушение требований п.п.2, 4 ст.9 Закона №151-ФЗ, пп. «в» п.12 Постановления Правительства РФ №1091 от 22.12.2011 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» на момент проведения проверки не заключены трудовые договоры (контракты) со спасателями. Укомплектованность аварийно-спасательного формирования спасателями составляет 0% от количества личного состава, указанного в паспорте формирования. Трудовые договоры (контракты) не заключены ни с одним спасателем. Люди приняты на различные должности, не связанные с выполнением аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Согласно паспорту АСФ ООО  «Уралэкоресурс» количество личного состава должно составлять 22 человека, из которых аттестованных спасателей должно быть 13 человек. Представлены справка о численности работников организации ООО «Уралэкоресурс», согласно которой общее количество персонала составляет 10 человек.

         Обществу предписано заключить трудовые договоры (контракты) со спасателями. Привести численность спасателей к штатной численности, предусмотренной паспортом аварийно-спасательного формирования (пункт 2 предписания).

  В нарушение  п.2 ст.9 Закона №151-ФЗ, пп. «а» п.22 Постановления Правительства РФ №1091 от 22.12.2011 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», п.16 главы III Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н  «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу n А60-55804/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также