Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А60-53027/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4557/2015-ГК

г. Пермь

21 мая 2015 года                                                                   Дело № А60-53027/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21  мая 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего         Мартемьянова В.И.,

судей                                      Мармазовой С.И., Поляковой М.А.,     

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирьяновой О.Н.,

от заявителя, ООО «Нива»: не явились;

от заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга: не явились,

лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью «Нива» 

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 25 февраля 2015 года

по делу № А60-53027/2014

принятое судьей Н.В. Соболевой

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нива» (ОГРН 1069658042080, ИНН 6658228679)

к Федеральной налоговой службе России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003)

о признании незаконным решения налогового органа об отказе во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 21.10.2014,

установил:

 Общество с ограниченной ответственностью «Нива» (далее - ООО «Нива», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - регистрирующий орган, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения налогового органа от 21.10.2014 об отказе во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 февраля 2015 года (резолютивная часть объявлена 18 февраля 2015 года) в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Нива» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к тому, что ликвидатор ООО «Нива» надлежащим образом исполнил свою обязанность по соблюдению прав кредиторов в части описания в сообщении порядка и сроков направления требований. Ни один из документов, на которые ссылается регистрирующий орган, не был направлен обществу по адресу, указанному в публикации.     

Указывает, что налоговый орган по отношению к ликвидируемой организации всегда выступает в качестве кредитора, соответственно, обязан соблюдать порядок заявления требований кредиторами общества, предусмотренный, в  том числе в публикации сообщения о ликвидации в Вестнике государственной регистрации.  

Неполучение обществом сообщения, акта, решения и требования налогового органа произошло не по вине ликвидатора общества, а по вине налогового органа как кредитора, который ненадлежащим образом отправлял указанную корреспонденцию.  

Указывает, что 17.07.2014 обществом была получена Справка № 30340 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов из ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, в том, что по состоянию на 17.07.2014 общество не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.   

07.10.2014 обществом была получена справка о состоянии расчетов из ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в том, что по состоянию на 07.10.2014 общество не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.

Таким образом, ликвидационный баланс общества, составленный и утвержденный 11.08.2014 содержал достоверную информацию об отсутствии у общества кредиторской задолженности.  

До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому налоговый орган считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.Также просил рассмотреть дело в отсутствие его представителей.  

Лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14.10.2014 ООО «Нива» обратилось в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о внесении сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей. Заявителем были представлены следующие документы: подписанное заявителем заявление по форме Р 16001; решение участника общества № 6 от 11.08.2014 об утверждении ликвидационного баланса; ликвидационный баланс; справка Пенсионного фонда РФ в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга; документ об уплате государственной пошлины; публикация в Вестнике государственной регистрации о ликвидации общества; заявление; справка №30340 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

21.10.2014 ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга вынесено решение об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией с указанием причины - представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, так как по данным регистрирующего органа у юридического лица имеется задолженность по налоговым платежам.

Полагая, что данный отказ в государственной регистрации не соответствует нормам действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных на государственную регистрацию документах, представленный ликвидационный баланс, не отражал действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, у налогового органа имелись все основания для отказа в регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

Исследовав материалы дела в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального и процессуального права, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о государственной регистрации.

Согласно ст. 1 Закона о государственной регистрации под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

Согласно ст. 4 Закона о регистрации ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, входящим в федеральную информационную систему. В соответствии со ст. 4, 12, 14 Закона о государственной регистрации, ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в него подлежит внесению достоверная информация.

Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В силу ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В силу ч. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Таким образом, предусмотренная ст. 61-64 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ).

При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

Пунктом 4 ст. 22 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 названного Закона.

В п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации определен перечень документов, представление которых необходимо для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган.

Подпунктом «а» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской или дебиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.

Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов или участников общества.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Инспекцией 21.10.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ в связи с непредставлением заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А50-19002/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также