Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2015 по делу n А60-40662/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3792/2015-АК

г. Пермь

13 мая 2015 года                                                                   Дело № А60-40662/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН  1037739877295, ИНН 7708503727): Сухова Н.С., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 04.12.2014;

от заинтересованного лица Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН  1096671008345, ИНН 6671290250): представители не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 10 февраля 2015 года по делу № А60-40662/2014,

принятое судьей Ворониным С.П.,

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 

к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 

об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – заявитель, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, Уральское управление Ростехнадзора) от 17.07.2014 № 13-1422-Т-284.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2015                        в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «РЖД» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что ОАО «РЖД»                       не является субъектом электроэнергетики, поскольку эксплуатирует объекты теплоснабжения и использует электрическую энергию для производственных нужд, проведение проверки в отношении потребителя электрической энергии является необоснованным, результаты проверки не могут быть признаны надлежащими доказательствам по делу. Оспаривая правомерность соответствующих пунктов предписания, ОАО «РЖД» ссылается на то, что здание котельной с пристроем, расположенное в г. Ивдель, 19.05.2014 передано Муниципальному образованию Ивдельской городской округ; котельная, расположенная в г. Талица, выведена из эксплуатации в апреле 2014 года. Кроме того, Общество ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания ввиду отсутствия указаний на конкретные мероприятия для устранения нарушений.

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в  апелляционной жалобе.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                       не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.

Из материалов дела следует, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на основании приказа от 07.04.2014 № 148, в соответствии с планом проверок на 2014 год, согласованном с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, проведена плановая выездная проверка открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по вопросам соблюдения обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действующих в этих сферах норм и правил.

Согласно п. 9.2 и приложения № 3 к приказу от 07.04.2014 № 148 проверке подлежала, в том числе, Свердловская дирекция по теплоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по теплоснабжению – филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 07.04.2014 № 148 Уральским управлением Ростехнадзора было издано распоряжение от 08.05.2014                                 № Св-2034-р о проведении проверки структурного подразделения ОАО «РЖД» - Свердловской дирекции по тепловодоснабжению.

По результатам проверки Уральским управлением Ростехнадзора составлен акт от 17.07.2014, содержащий сведения о выявленных нарушений порядка эксплуатации электроустановок и тепловых установок, требований об обеспечении их безопасности и повышении энергетической эффективности на железнодорожных объектах на территории Уральского федерального округа, в том числе, в Екатеринбургском, Серовском, Пермском, Чусовском и Тюменском территориальных участках Свердловской дирекции по тепловодоснабжению.

На основании акта проверки в адрес ОАО «РЖД» направлено предписание от 17.07.2014 № 13-1422-Т-284, состоящее из 1622 пунктов, содержащее требование об устранении выявленных нарушений.

ОАО «РЖД», полагая, что данное предписание является незаконным, нарушающим его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что предметом выездной проверки Ростехнадзора явилось соблюдение ОАО «РЖД», его филиалами и структурными подразделениями, обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действующих в этих сферах норм и правил.

В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ                                                «Об электроэнергетике» определено, что электроэнергетика – это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения; субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

В отношении указанных субъектов осуществляется федеральный государственный энергетический надзор, под которым согласно ст. 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

В п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре» установлено, что государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

Согласно Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

Положением о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» установлено, что основной задачей Центральной дирекции по тепловодоснабжению является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО «РЖД», а также на договорной основе сторонних потребителей в объемах собственной генерации, вырабатываемой на собственных котельных общества (угольных, мазутных, котельных на дизельном топливе, газовых и электрических), образующих комплекс объектов стационарной теплоэнергетики.

В составе Центральной дирекции создано структурное подразделение - Свердловская дирекция по тепловодоснабжению, на которую возложены функции управления и эксплуатации объектами стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения дороги, в том числе, в Екатеринбургском, Егоршинском, Серовском, Пермском, Чусовском и Тюменском территориальных участках.

Согласно Положению о Свердловской дирекции, утвержденного начальником Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» 26.11.2010, основной задачей данного структурного подразделения является бесперебойное и качественное обеспечение услугами по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железнодорожного транспорта общества «РЖД», а также сторонних потребителей и населения на основе соответствующих тарифов с использованием объектов инфраструктуры топливного хозяйства.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.12.2013 № 123-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим организациям Свердловской области» для Свердловской дирекции по тепловодоснабжению утвержден тариф на тепловую энергию.

Программой проверки, являющейся приложением № 4 к приказу Ростехнадзора от 07.04.2014 № 148, предусмотрена проверка эксплуатации тепловых энергоустановок ОАО «РЖД».

Таким образом, ОАО «РЖД» является субъектом электроэнергетики, осуществляющим в составе Свердловской дирекции по теплоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению – филиала ОАО «РЖД» функции управления и эксплуатации

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2015 по делу n А60-48258/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также