Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу n А60-31644/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3116/2008-АК

 

г. Пермь

19 июня 2008 года                                                            Дело № А60-31644/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.06.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Мещеряковой Т.И.,

судей                                   Щеклеиной Л.Ю.,

                                             Риб Л.Х.

при ведении протокола судебного заседания помощником Герасименко Т.С.,

при участии:

от заявителей Главы города Нижний Тагил, Администрации города Нижний Тагил: Копылова Л.Н. (удостоверение №478, доверенность от 22.10.2007г.),

от ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области: Волков С.Н. (удостоверение №2761, доверенность от 10.09.2007г.),

от третьих лиц:

от Общества с ограниченной ответственностью «УКХ Теплотехник-НТ»: не явились,

от Муниципального унитарного предприятия «Единый центр платежей и регистрации»: не явились,

от Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинского района»: не явились,

от Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ТС»: не явились,

рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителей Главы города Нижний Тагил, Администрации города Нижний Тагил

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 20 марта 2008 года по делу № А60-31644/2007,

принятое судьей Н.Г. Филипповой,

по заявлению Главы города Нижний Тагил, Администрации города Нижний Тагил

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

третьи лица:

Общество с ограниченной ответственностью «УКХ Теплотехник-НТ»,

Муниципальное унитарное предприятие «Единый центр платежей и регистрации»,

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинского района»,

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ТС»

об оспаривании решения и предписания

установил:

 

Глава города Нижний Тагил (далее – Глава), Администрация города Нижний Тагил (далее – Администрация) обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – управление) решения от 16.10.2007г. №30, в соответствии с которым признан факт нарушения Главой и Администрацией ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», и предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства № 30-1,№30-2 от 16.10.2007г. об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «УКХ Теплотехник-НТ», МУП «Единый центр платежей и регистрации», ООО «Управляющая компания Ленинского района», ООО «Управляющая компания «ТС».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.03.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 13.03.2008г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявители обратились с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции имеющимся в деле доказательствам.

В обоснование жалобы заявителями указано на ошибочность выводов суда о том, что принятие Главой постановлений, которые антимонопольный орган посчитал нарушающими антимонопольное законодательство, вызвано желанием не допустить договорных отношений собственников с недобросовестными организациями. Заявители считают, что суд неправомерно указал на возможность применения ч. 6 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), поскольку применению подлежит ч. 4 ст. 161 ЖК РФ. Так же заявители считают, что Глава, принимая спорные постановления, действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий с целью проверки соблюдения процедуры при выборе собственниками способа управления и фактической передачи управления домами управляющим компаниям.

Представитель заявителей в судебном заседании доводы жалобы поддержал, считает, что факт нарушения антимонопольного законодательства не подтвержден материалами дела. Кроме того, указал, что Постановление Главы Города Нижний Тагил от 21.05.2007г. №539 признано утратившим силу в соответствии с Постановлением от 29.12.2007г. №1632.

Управление с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на то, что в действиях Главы и Администрации содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель управления в судебном заседании доводы отзыва поддержал, считает, что нарушение антимонопольного законодательства заявителями подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.

ООО «УКХ Теплотехник-НТ» с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на доказанность факта нарушения антимонопольного законодательства. ООО «УКХ Теплотехник-НТ» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.

Иные третьи лица письменные отзывы на жалобу не представили, так же надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 30.10.2006г. Главой принято постановление от № 1222 «Об утверждении Положения об управлении по жилищной политике администрации города и должностной инструкции начальника управления», на основании которого к функциям Управления по жилищной политике относятся, в том числе организация договорных отношений по жилому фонду, а также контроль за процессом выбора и реализации способов управления жилым фондом. В соответствии с п.п. 4 п. 2 статьи 4 данного акта в функции отдела по организации управления фондом (структурное подразделение управления по жилищной политике) входит осуществление координации и методической работы с управляющими компаниями.

Также 21.05.2007г. Главой вынесено постановление № 539 «О временном порядке передачи функций управления многоквартирными домами собственникам помещений в многоквартирном доме, либо товариществу собственников жилья, либо управляющей организации» (далее – Временный порядок № 539). В соответствии с пунктом 2 Временного порядка № 539 основанием для передачи функций управления многоквартирными домами является соответствующее заявление ТСЖ, собственников помещений в многоквартирном доме либо управляющей организации, направленное в управление по жилищной политике администрации города с комплектом соответствующих документов. Управляющей организации к заявлению необходимо приложить ряд документов, перечисленных в пунктах 15, 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006г. № 75, а также другие документы.

В соответствии с п.3 Временного порядка № 539 передача функций управления домом вновь избранной компании происходит после направления Управлением по жилищной политике Администрации города соответствующего письма в организации, ранее осуществлявшие данные функции.

Из материалов дела так же следует, что собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Нижний Тагил, ул. Вязовская, д. 4 б, ул. Фрунзе, 29, ул. Красноармейская, 45, ул. Карла Маркса, 9, 66, ул. Черноисточинское шоссе, 23, Горошникова, 64, 66, 78, в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ были проведены собрания по выбору способа управления указанными домами. В качестве управляющей компании выбрано ООО УКХ «Теплотехник-НТ». О своем выборе жители уведомили Администрацию города Нижнего Тагила.

На основании вышеуказанных актов, Администрацией предложено ООО УКХ «Теплотехник-НТ» представить документы, подтверждающие факт выбора способа управления, а также документы, перечисленные в подпункте 3 пункта 2 Временного порядка передачи функций управления многоквартирными домами собственникам помещений в многоквартирном доме, либо товариществу собственников жилья, либо управляющей организации, утвержденного Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 21.05.2007 г. № 539.

Выполняя требования ст. 162 ЖК РФ, а именно обязанность вновь избранной управляющей компании приступить к выполнению своих функций не позднее чем через 30 дней со дня  подписания договора управления, ООО УКХ «Теплотехник-НТ» обратилось к организациям, обслуживающим дом на момент выбора, поставщикам жилищно-коммунальных услуг и МУП «ЕЦПР» о необходимости  передачи функций управления домом в соответствии с выбранным способом.

Организации, осуществляющие управление домами в настоящее время, действий по передаче функций управления домом не совершают; ресурсоснабжающие организации отказываются заключать договоры поставки  коммунальных услуг с ООО УКХ «Теплотехник-НТ»; МУП «ЕЦПР» отказывается от заключения договора на ведение и сбор платежей на многоквартирные дома. Перечисленные организации свое бездействие и отказы мотивируют отсутствием соответствующего разрешительного письма Управления по жилищной политике Администрации города и непредставлением документов в соответствии с требованиями Администрации города.

В отсутствие соответствующего письма Администрации ООО «Управляющая компания Ленинского района», ООО «Управляющая компания «ТС» продолжали обслуживать указанный выше жилой фонд.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО «УКХ Теплотехник-НТ», а так же жителей вышеуказанных домов в управление с заявлением о неправомерных действиях ООО «Управляющая компания Ленинского района»,  ООО «Управляющая компания «ТС», МУП «Единый центр платежей и регистрации», Администрации и Главы.

По результатам рассмотрения заявлений управлением вынесено решение от 16.10.2007 г. № 30, которым признан факт нарушения Главой ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в принятии постановлений от 30.10.2006г. № 1222 и от 21.05.2007г. № 539, влекущих ограничение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также признан факт нарушения Администрацией города Нижнего Тагила в лице управления по жилищной политике части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании в осуществлении деятельности ООО УКХ «Теплотехник-НТ».

Главе города Нижний Тагил выдано предписание от 16.10.2007г. №30-1, в соответствии с которым ему предложено в срок до 16.11.2007г. внести изменения в Положение об управлении по жилищной политике Администрации города, утвержденное Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 30.10.2006 № 1222 (далее – Положение № 1222) путем исключения из Положения № 1222 абз. 2, абз. 4 п/п. 2 п. 2 ст. 4; Временный порядок передачи функций управления многоквартирными домами собственникам помещений в многоквартирном доме, либо товариществу собственников жилья, либо управляющей организации, утвержденный Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 21.05.2007 г. № 539, в частности пп. 3 п. 2 и пп. 1, 2 п.3, отменить, либо привести в соответствие с действующим законодательством. Администрации выдано предписание от 16.10.2007 г. № 30-2, в соответствии с которым предписано прекратить требовать от ООО УКХ «Теплотехник-НТ» предоставление документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Глава города и Администрация, полагая, что вышеуказанные решение и предписание управления являются незаконными, поскольку нарушают их права и законные интересы и вынесены с нарушением законодательства, обратились в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решения и предписания управления незаконными в связи с доказанностью фактов нарушения антимонопольного законодательства.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в связи со следующим.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон).

Часть 1 статьи 15 Закона запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения устанавливаются только данным Федеральным законом. В соответствии с ч. 1.1 ст. 17 указанного закона полномочия органов местного самоуправления по указанным вопросам могут определяться и иными федеральными законами.

Согласно части 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлена

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу n А60-1589/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также