Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу n А60-44227/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-2466/2015-АК г. Пермь 15 апреля 2015 года Дело № А60-44227/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2015 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Муравьевой Е. Ю., судей Риб Л. Х., Щеклеиной Л. Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лонской О.И., при участии: от заявителя открытого акционерного общества "Нижнесергинский Метизно - Металлургический завод»: не явились; от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области: Антропов И.В., паспорт, доверенность от 17.12.2014; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 января 2015 года по делу № А60-44227/2014, принятое судьей Ремезовой Н.И., по заявлению открытого акционерного общества "Нижнесергинский Метизно - Металлургический завод" (ОГРН 1026602051288, ИНН 6646009256) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677) о признании мотивированного запроса о предоставлении документированной информации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения недействительным в части, установил: Открытое акционерное общество "Нижнесергинский метизно - металлургический завод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании мотивированного запроса Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление, административной орган) о предоставлении документированной информации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения № 01-11-01-04/1/2649 от 09.07.2014 недействительным в части обязания предоставлять информацию о результатах производственного контроля ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 января 2015 года заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. В обоснование жалобы административный орган указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что оспариваемый запрос носит превентивный (предупредительный) характер и не нарушает баланс частных и публичных интересов; с целью реализации своих полномочий административный орган имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера. Полагает, что каких-либо препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности данным запросом не создано, следовательно, оснований для признания запроса недействительным в оспариваемой обществом части не имеется. Представитель административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Судом рассмотрено заявление ОАО "Нижнесергинский Метизно - Металлургический завод» о рассмотрении дела в отсутствие представителей и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено. Общество извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области (территориальный отдел в г. Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах) в адрес ОАО "НСММЗ" направлен мотивированный запрос от 09.07.2014 № 01-11-01-04/1-2649 о предоставлении информации. Согласно запросу, на общество возложена обязанность по предоставлению в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах данные по результатам производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) при выполнении работ и оказания услуг посредством проведения лабораторных исследований и испытаний по прилагаемой форме в срок до 17.07.2014 за 1 и 2 квартал 2014 года, а в дальнейшем ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Полагая, что требование о ежеквартальном предоставлении информации является неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании запроса недействительным в указанной части. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для признания оспариваемого запроса в соответствующей части недействительным. Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего. На основании ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона № 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами. Пунктом 1.5. Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СП 1.1.1058-01) юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Пунктом 2.8. СП 1.1.1058-01 установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлять информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Вышеперечисленные нормы, на которые Управление ссылается в своем запросе, вопреки доводам административного органа, изложенным в апелляционной жалобе, не устанавливают право требования от юридических лиц и предпринимателей ежеквартального предоставления информации по результатам производственного контроля за соблюдением санитарных правил, а также не устанавливают корреспондирующую данному праву обязанность хозяйствующих субъектов по ежеквартальному предоставлению этой информации к определенной дате. Как правомерно указано судом первой инстанции в решении, установление запросом обязанности ежеквартального предоставления информации о результатах производственного контроля не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него обязанность совершать действия, которые общество не обязано совершать с указанной периодичностью. Апелляционный суд при рассмотрении дела пришел к выводу, что нормы права, на которые заинтересованное лицо ссылается в мотивированном запросе и в апелляционной жалобе, не содержат положений, предусматривающих периодичное представление юридическими лицами к определенной дате данных о результатах производственного контроля. Именно по этой причине общество, не оспаривая остальную часть мотивированного запроса, не соглашается с тем, что в дальнейшем, уже без запроса контролирующего органа, на него будет возложена обязанность по представлению 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, самостоятельно (без запроса) представлять информацию. Довод административного органа о том, что в оспариваемой части запрос носит превентивный (предупредительный) характер и не нарушает баланс частных и публичных интересов апелляционный суд не принимает, поскольку цель предупреждения нарушений не может обосновывать требование государственного органа, носящее обязательный для исполнения характер, но не основанное на законе. В оспариваемой части ненормативный акт возлагает на общество дополнительные обязанности, требующие от него материальных и временных затрат, что нарушает частные интересы. Как следует из материалов дела, Программа производственного контроля ЗАО "Нижнесергинский Метизно - Металлургический завод" предусматривает определенную периодичность предоставления информации: сведения по результатам исследований факторов производственной среды на рабочих местах предоставляются в Управление 1 раз в полгода; результаты количественного химического анализа водных объектов – 1 раз в квартал. Соответственно требование административного органа о ежеквартальном предоставлении данных по результатам производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) при выполнении работ и оказании услуг посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, объем которых гораздо шире и более частая периодичность, не основано на законе и, следовательно, является неправомерным. Судом первой инстанции правомерно указано, что требования, изложенные в мотивированном запросе от 09.07.2014, законны лишь в части предоставления данных по результатам производственного контроля за 1 и 2 квартал 2014 года в срок до 17.07.2014, поскольку соответствуют п. 2.8 СП 1.1.1058-01 и расцениваются как требование о представлении информации о результатах производственного контроля по запросу Управления. Необходимо отметить, что мотивированный запрос от 09.07.2014 № 01-11-01-04/1-2649 в законной части исполнен заявителем надлежащим образом: запрашиваемая информация о результатах производственного контроля за 1 и 2 квартал 2014 года предоставлена в территориальный отдел Управления. По изложенным мотивам апелляционный суд полагает, что оспариваемый запрос Управления от 09.07.2014 в части требования о ежеквартальном предоставлении информации выдан при отсутствии правовых и фактических оснований, административный орган при рассмотрении Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу n А60-6613/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|