Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу n А60-41119/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДП О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2485/2015-АК

г. Пермь                                                                                 

15 апреля 2015 года                                                      Дело № А60-41119/2014 

    

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Виноградовой Л. Ф.,

судей Голубцовой Ю.А., Макарова Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Галкиной У.Ю.,

при участии:

от заявителя ООО «Агроком» (ОГРН 1026601484579, ИНН 6624001775): Зыкова

                      И.А. - доверенность от 03 марта 2014 года, паспорт;

от ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа (ОГРН 1026601126045, ИНН 6615001024): не явились;

лица, участвующие в деле, о  времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,

ООО «Агроком»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 12 января 2015 года

по делу № А60-41119/2014,

принятое судьей Сидорской Ю.М.

по заявлению ООО «Агроком»

к комитету по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа

о признании незаконным отказа в реализации права преимущественного выкупа арендованного муниципального имущества,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агроком» (далее ООО «Агроком», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа (ответчик) о признании незаконным содержащегося в письме  № 1103 от 20 июня 2014 года отказа в приватизации недвижимого имущества – нежилых помещений, находящихся по адресу: г. Качканар, 10 микрорайон, д. 31а, часть № 1 здания нежилого назначения, общей площадью 521,3 кв. м., на основании  ФЗ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л. д. 3-4).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12 января 2015 года, принятым судьей Сидорской Ю.М. по делу № А60-41119/2014, в удовлетворении заявленных требований отказано (л. д. 133-139).

Заявитель, ООО «Агроком», не согласившись с названным решением, обжаловал его в апелляционном порядке. По его мнению, в удовлетворении заявленных требований отказано необоснованно, поскольку введение в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства процедуры банкротства не является основанием для отказа в выкупе арендуемого имущества, перечень которых установлен ФЗ от 22 июля 2008 года №  159-ФЗ и является исчерпывающим. Сдача имущества в субаренду, полагает заявитель, не прекращает право пользования арендатора данным имуществом, поскольку субаренда является одним из видов пользования имуществом. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ООО «Агроком» просит отменить решение  и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Агроком» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме (протокол судебного заседания от 15 апреля 2015 года).

Ответчик, комитет по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве ответчик пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (отзыв на апелляционную жалобу  № 535 от 27 марта 2015 года).

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, нежилые помещения, находящиеся по адресу: г. Качканар, 10 микрорайон, д. 31а, часть № 1 здания нежилого назначения, общей площадью 521,3 кв. м. являются муниципальной собственностью.

09 марта 2007  года комитетом по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа (арендодатель) и ООО «Агроком» (арендатор) заключен договор  аренды объекта муниципального нежилого фонда Качканарского городского округа № 2 (л. д. 6-11).

В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду объект муниципального нежилого фонда в виде нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Качканар, 10 микрорайон, д. 31а, часть № 1 здания нежилого назначения, общей площадью 521,3 кв. м., для размещения детского кафе и заготовительного участка.

Договор действует с 07 марта 2007 года до 07 марта 2012 года (пункт 1.2 договора).

Пунктом 3.2.4 договора предусмотрена обязанность арендатора своевременно и полностью  выплачивать арендодателю арендную плату и налоговые платежи, связанные с перечислением арендной платы (л. д. 6-11).

11 апреля 2011 года сторонами подписано соглашение о продлении срока действия договора до 01 июля 2015 года (л. д. 12).

24 ноября 2011 года нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Качканар, 10 микрорайон, д. 31а, часть № 1 здания нежилого назначения, общей площадью 514 кв. м. переданы ООО «Агроком» в субаренду третьему лицу (договор аренды (субаренды) объекта муниципального нежилого фонда Качканарского городского округа от 24 ноября 2011 года, л. д. 76-81).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2012 года по делу № А60-9868/2012 ООО «Агроком» признано несостоятельным (банкротом). В отношении него открыто конкурсное производство (л. д. 13-17).

23 мая 2014 года ООО «Агроком» обратилось в комитет по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения (л. д. 19).

20 июня 2014 года в ответ на данное заявление комитет по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа направил заявителю письмо об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в связи с тем, что ООО «Агроком» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, цель которого не соответствует целям принятия ФЗ от 22 июля 2008 года. Кроме того, хозяйственная деятельность ООО «Агроком» в арендуемых помещениях не ведется. Помещения сданы в субаренду иному лицу, которое и производит арендные платежи и платежи в бюджет (письмо № 1103 от 20 июня 2014 года, л. д. 20-24).

Полагая, что в реализации преимущественного права на приобретение арендованного имущества отказано необоснованно, ООО «Агроком» обратилось в арбитражный суд с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа о признании незаконным содержащегося в письме  № 1103 от 20 июня 2014 года отказа в приватизации недвижимого имущества – нежилых помещений, находящихся по адресу: г. Качканар, 10 микрорайон, д. 31а, часть № 1 здания нежилого назначения, общей площадью 521,3 кв. м., на основании  ФЗ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л. д. 3-4).

Частью 1 статьи 198 АПК РФ  установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 3 ФЗ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном ФЗ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего ФЗ;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего ФЗ, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) утратил силу с 01 июля 2013 года (ФЗ от 02 июля 2013 года № 144-ФЗ);

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего ФЗ.

В силу пункта 3 статьи 9 ФЗ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ  при получении заявления уполномоченные органы обязаны:

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим ФЗ или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (пункт 4 названной статьи).

В подтверждение того, что ООО «Агроком» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, им в материалы дела представлены сведения  о среднесписочной численности работников по состоянию на 01 января 2014 года и бухгалтерская отчетность на ту же дату (л. д. 66-70).

Ответчиком не оспаривается, что ООО «Агроком» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (статья 65, часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).

Арендуемое имущество включено в Перечень муниципального имущества, используемого в целях  предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам  малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением главы Качканарского городского округа от 16 февраля 2009 года № 183.

Вместе с тем согласно части 2.1 статьи 9 ФЗ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:

1) арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу n А60-44342/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также