Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2008 по делу n А60-1064/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3287/2008-АК

 

г. Пермь

06 июня 2008 года                                                               Дело № А60-1064/2008­­

    Резолютивная часть постановления объявлена  5 июня   2008г.

    Постановление в полном объеме изготовлено    6 июня  2008г.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Савельевой Н.М.

судей  Нилоговой Т.С., Мещеряковой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Тухватуллиной Э.Р.

при участии

от заявителя  ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»  в лице филиала «Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр»: Блинова Н.Ю. – представитель по доверенности от 18.01.2008г., Шукшин Д.А. –представитель по доверенности от 18.01.2008г. 

от ответчика ИФНС России по Орджоникидзевскому району г.Екатеринбурга:  Платонова Е.Д. –представитель по доверенности от 20.02.2008г., Ненашева Н.А. –представитель по доверенности от 28.04.2008г.

рассмотрел в судебном заседании  апелляционную жалобу  ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» в лице филиала  «Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр»

на  решение   Арбитражного суда   Свердловской области

от 19.03.2008г.  

по делу № А60-1064/2008

принятое судьей   Ворониным С.П.  

по заявлению:  ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала « Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр»

к   ответчику: ИФНС России по Орджоникидзевскому району г.Екатеринбурга

о признании недействительным решения

установил:

            Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – предприятие, ФГУП «РТРС») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Орджоникидзевскому району г.Екатеринбурга от 18.12.2007г. № 3478 о доначислении земельного налога за 9 месяцев 2006г., соответствующих пеней.

           Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.

           ФГУП «РТРС» (заявитель по делу), не согласившись с решением суда,  просит  решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права – статьи 7 и 85 Земельного кодекса РФ, 35 и 36 Градостроительного кодекса РФ,  Решение  Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005г. № 14/3 ( пункт 5 и 6 Приложения № 1 к Решению)  в части определения  категории спорного земельного участка, вида  разрешенного использования, размера ставки при исчислении земельного налога в 2006году. Полагает, что в части  установления ставок земельного налога   Решение Екатеринбургской Думы № 14/3 от 22.11.2005г. было сформулировано в 2006году таким образом, что налогоплательщик однозначно отнес используемые им  земельные участки к  «прочим земельным участкам» и применил при исчислении земельного налога ставку 0,6%.

           Налоговый орган (ответчик по делу) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.

           Законность  и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» по земельному налогу за 9 месяцев 2006год.

По результатам проверки составлен акт проверки № 488 от 24.10.2007г. и вынесено решение № 3478 от 18.12.2007г., согласно которому предприятию доначислен  земельный налог за 9 месяцев 2006год в сумме  8 029 757руб., а также предложено уплатить  пени  в соответствии со статьей 75 НК РФ.

Основанием для доначисления налога и  пеней послужили выводы акта проверки о необоснованном применении налогоплательщиком в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, пр.Космонавтов, 99, с кадастровым номером 66:41:0109071:0009, кадастровой стоимостью на  1.01.2006г.  3 568 781 505 руб.   при исчислении земельного налога за 9 месяцев 2006 год  - ставки 0,6%, установленной Решением Екатеринбургской городской Думы № 14/3 от 22.11.2005г. «для прочих земельных участков». Налоговый орган полагает, что  налогоплательщику следовало применять ставку 1,5%, установленную для земельных участков, «отнесенных  к землям специального назначения».

Полагая, что решение вынесено налоговым органом незаконно, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что  все земли в пределах границ  муниципального образования «Город Екатеринбург» относятся к землям поселений (категория земель), указание в Решении Екатеринбургской городской Думы на земли специального назначения определяет обобщающий вид использования этих земель. Учитывая, что  спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования – земли предприятий телевидения, что соответствует понятию земель специального назначения, то при исчислении земельного налога в 2006году налогоплательщик был обязан  применять ставку 1,5%.

Между тем, при вынесении решения судом не учтены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом  налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу положений пункта 2 статьи 387 НК РФ, пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земли и (или) разрешенного использования земельного участка.

Понятие и перечень «категории земли»   даны в статье 7 Земельного кодекса РФ. К ним относятся: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 6) земли запаса.

В соответствии с частью  1 статьи 83 Земельного кодекса РФ – землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель иных категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий (часть 2 статьи 83 ЗК РФ).  В силу положений статьи 87  Земельного кодекса РФ – такие категории земель, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны и безопасности- относятся к категории земли «земли специального назначения».

Понятие  и перечень «виды разрешенного использования земельных участков»  даны в статьях 35, 36 и 37 Градостроительного кодекса РФ. Это основные, условно разрешенные  и вспомогательные виды разрешенного использования. Они устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. В результате градостроительного зонирования определяются:  1)жилые; 2) общественно-деловые; 3) производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур; 4) зоны сельскохозяйственного использования; 5) зоны рекреационного назначения; 6) зоны особо охраняемых территорий; 7) зоны специального назначения; 8) зоны размещения военных объектов; 8) иные виды территориальных зон.

Из анализа указанных норм следует, что  целевое назначение устанавливается земельным  законодательством для всех категорий земель, указанных в статье 7 Земельного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков, конкретизирует целевое назначение для участков в составе отдельных категорий земель (в том числе в границах черты поселений и их пригородных зон) и определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством. 

На территории муниципального образования «Город Екатеринбург» решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005г. № 14/3 с 1.01.2006г. (в редакции, действовавшей в 2006году)  установлены ставки земельного налога в зависимости о категории земли и вида разрешенного использования. Этот вывод следует из анализа  Приложения № 1  к указанному Решению № 14/3. Так, таблица «Ставки земельного налога на территории МО «Город Екатеринбург» Приложения  № 1 имеет следующее оглавление: «Вид разрешенного использования земельного участка и категория земель». Указанному оглавлению соответствует и содержание  Приложения № 1 в решению. Согласно пункту 3- ставкой  0,3% облагаются земельные участки: как отнесенные к такой категории земли, как «земли сельскохозяйственного назначения» (ст.77 ЗК РФ, категория земли, отличная от категории земель поселений), так  и  земельные участки, отнесенные к категории земель поселений и вида разрешенного использования  «зоны сельскохозяйственного использования в поселениях и используемые для сельскохозяйственного производства».  В пункте 5 Приложения № 1 – ставка 1,5  также установлена в зависимости  от категории земли «земельные участки, отнесенные к землям специального назначения» (ст.87 ЗК РФ), и от вида разрешенного использования (занятые на землях поселений объектами обрабатывающего производства, досугово-развлекательными и игорными заведения и т.д.).

Выводы суда первой инстанции о том, что  все земли в пределах границ муниципального образования «Город Екатеринбург» относятся к землям поселений (одной категории земель), и, следовательно, ставки налога могли быть установлены  в Решении  Екатеринбургской городской Думы № 14/3 от 22.11.2005г.   только  в зависимости  от    вида  разрешенного использования, а не от  категории земель и вида разрешенного использования, отклоняется.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005г. № 14/3 земельный налог был введен с 1.01.2006г.  на территории Муниципального образования «Город Екатеринбург».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.08.1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие «муниципального образования» - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых, осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (пункт 1 статьи 1 Закона). Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения (пункт 2 статьи 8 Закона). Указанное понятие территории муниципального образования, с перечнем 30 населенных пунктов (города Екатеринбурга, поселков, сел), входящих в состав муниципального образования, содержится в статьях 2 и 3 Устава муниципального образования «Город Екатеринбург», принятого  Решением городской Думы от 30.06.2005г. № 8/1.  

При указанных обстоятельствах,  в Решении Екатеринбургской городской Думы  № 14/3 от 22.11.2005г. ( в редакции, действовавшей в 2006году)  могли быть установлены ставки и в зависимости от категории земель (земли специального назначения – глава 16 ЗК РФ; земли сельскохозяйственного назначения – глава 14 ЗК РФ; земли поселений – глава 15 ЗК РФ), а также от вида разрешенного использования в составе отдельных категорий земель. 

Последующие изменения в Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005г. № 14/3, вступившие в силу с 1.01.2007г. подтверждают указанную позицию. Как и ранее, в пункте 5 Приложения № 1  поименованы земельные участки, относящиеся к такой категории земли, как  «земли специального назначения» (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и т.д.). Кроме того, пункт 5 дополнен земельными участками, отнесенными к «землям поселений», занятым  промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, объектами транспорта и т.д.  Таким образом,  по прежнему,  размер ставок  зависит от различных категорий земли  и видов разрешенного использования, однако с 1.01.2007г. ставкой в размере 1,5% дополнительно   подлежат обложению и  земли поселений, занятые промышленными и производственными объектами.

Согласно пункту 6 статьи 3 НК РФ при установлении  налогов должны быть определены все элементы налогообложения, Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии со статьей 17 НК РФ – одним из обязательных элементов налогообложения является налоговая ставка.

Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Такой   критерий определенности правовой нормы был сформулирован Конституционным Судом РФ в его постановлениях от 8.10.1997г., от 28.03.2000г., в которых указано, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными, и что неопределенность налоговых норм может привести к не согласующемуся  с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками, к нарушению равенства прав граждан перед законом.

Таким  образом, критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога, исходя из содержания такого акта, точно определить совокупность все элементов налогообложения, в том числе размер налоговой  ставки.

Из представленного в суд апелляционной инстанции заявителем кадастрового плана земельного участка, следует, что спорный земельный участок имеет категорию земель «земли поселений» и вид разрешенного использования «земли предприятий связи».

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2008 по делу n А50-4145/2008. Дополнительное постановление  »
Читайте также