Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу n А71-7419/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-605/2015-АК

г. Пермь

03 марта 2015 года                                                            Дело №А71-7419/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Муравьевой Е. Ю.,

судей Варакса Н. В., Васевой Е. Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т. С.,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «УК Доверие» (ОГРН 1091840000966, ИНН 1834046759): не явились;

от заинтересованных лиц

муниципального образования «город Ижевск» в лице администрации г. Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явились;

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000105, ИНН 1834030163): не явились;

Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» (ОГРН 1021801502205, ИНН 1826001000): не явились; 

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя общества с ограниченной ответственностью «УК Доверие»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 03 декабря 2014 года по делу № А71-7419/2014,

принятое судьей Мосиной Л. Ф.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК Доверие»

к муниципальному образованию «город Ижевск» в лице администрации г. Ижевска, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике, Муниципальному автономному учреждению «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска»

о признании недействительными постановления администрации, решения налогового органа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «УК Доверие» (далее – заявитель, ООО «УК Доверие», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом заявления об изменении заявленных требований (т. 2 л.д. 1) о признании недействительным постановления Администрации г. Ижевска (далее – администрация) от 19.08.2011 № 840 «О создании Муниципального автономного учреждения путем изменения типа Муниципального учреждения «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике (далее – инспекция, налоговый орган) от 29.09.2011 о государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы юридического лица – Муниципального учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска».

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 26.11.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «УК Доверие» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

 В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на то, что о нарушении своих прав обществу стало известно 08.05.2014 (предоставление уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, в том числе промежуточного ликвидационного баланса), приводит доводы о соблюдении срока для обращения в суд с настоящими требованиями. Указывает, что в нарушение п. 10 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ собственник муниципального учреждения при создании МАУ ГЖУ не обеспечил его имуществом, достаточным для обеспечения возможности нести ответственность по обязательствам, возникшим у муниципального учреждения до изменения его типа. Допущенные нарушения, в свою очередь, привели к нарушению прав заявителя, поскольку для него создалась невозможность удовлетворить свои требования к должнику на основании вступившего в законную силу судебного акта. 

Инспекция, а также муниципальное автономное учреждение «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» (далее также – автономное учреждение, ГЖУ) по мотивам, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Администрация письменного отзыва не представила.

Лица, участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Ижевска от 19.08.2011 №840 (т. 1 л.д. 51) создано Муниципальное автономное учреждение «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» путем изменения типа муниципального учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Ижевска».

В постановлении указано, что изменение типа муниципального учреждения проведено администрацией в целях реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», руководствуясь Федеральным законом «Об автономных учреждениях», Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Ижевска.

29.09.2011 налоговым органом вынесено решение №3169 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанным с внесением изменений в учредительные документы, на основании представленного 22.09.2011 заявления муниципального учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» и приложенных к нему документов (т. 1 л.д. 116-122).

Полагая, что в результате изменения типа муниципального учреждения ООО «УК Доверие» лишилось возможности получить удовлетворение задолженности, взысканной с автономного учреждения, возникшей еще до изменения типа муниципального учреждения на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу №А71-11091/2011, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании вышеуказанных постановления администрации от 19.08.2011 №840 и решения налогового органа от 29.09.2011.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения. Кроме того, суд указал на пропуск обществом в отсутствие уважительных причин срока на обжалование, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также письменных отзывов, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (в редакции от 27.07.2006) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ) учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.

При этом частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.  Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Пунктом 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон №83-ФЗ) установлено, что положения абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

Согласно п. 13 ст. 33 Федерального закона №83-ФЗ процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012.

Порядок создания автономного учреждения регулируется Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях).  

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об автономных учреждениях такое учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

В силу ч. 9 ст. 5 Закона об автономных учреждениях, решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать: сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения; сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

Согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона №83-ФЗ органам местного самоуправления предписано принять до 01.12.2010 нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных актов.

Право на решение вопроса о преобразовании статуса учреждений, подведомственных региональным органам власти и муниципалитетам,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу n А50-22197/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также