Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу n А60-39095/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-18142/2014-ГК

г. Пермь

18 февраля 2015 года                                                   Дело № А60-39095/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Паньковой Г.Л.,

судей  Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.,

при участии:

от заявителя (ОАО "Областная контора пчеловодства"): Добрынина С.В., паспорт, доверенность от 27.11.2014,

от заинтересованного лица (Департамента по управлению муниципальным имуществом): не явился,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 21 ноября 2014 года,

принятое судьей Мезриной Е.А.

по делу № А60-39095/2014

по заявлению открытого акционерного общества "Областная контора пчеловодства" (ОГРН 1116672025249, ИНН 6679001911)

к Департаменту по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга

о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения,

установил:

ОАО «Областная контора пчеловодства» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга, выраженного в письме от 27.08.2014г. 02.12.-12/1/1844, о предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Маяковского, 29.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 ноября 2014 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга, выраженный в письме от 27.08.2014 № 02.12-12/1-1844, в предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Маяковского, 29.

Не согласившись с решением, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявления – отказать, полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ. Так, Департамент полагает, что с учетом положений, содержащихся в указанном законе, являются не соблюденными условия для предоставления преимущественного права выкупа арендуемого помещения, поскольку на 01.07.2011 спорное помещение использовалось не субъектом малого и среднего предпринимательства. Кроме того, ссылается на отсутствие у заявителя заинтересованности по данному делу.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Доводы заинтересованного лица считает несостоятельными. Полагает, что у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления, поскольку заявитель соответствовал всем критериям, предусмотренным для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 10 февраля 2015 года с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Решение считает законным и обоснованным.

Представителем заявителя заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, просил произвести замену ОАО «Областная контора пчеловодства» его правопреемником – ООО «Областная контора пчеловодства».

В судебном заседании объявлен перерыв до 11 февраля 2015 года до 09 час. 45 мин.

В судебном заседании 11 февраля 2015 года представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнений к отзыву, приложений. Данное ходатайство удовлетворено судом на основании статьи 268 АПК РФ.

Заявленное представителем заявителя ходатайство о процессуальном правопреемстве также удовлетворено апелляционным судом.

Заинтересованное лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, что на основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из обстоятельств дела, между Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом (арендодатель) и ОГУП «Областная контора пчеловодства» (арендатор) заключен договор аренды муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга № 30350181 от 31.12.2003.

Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Областная контора пчеловодства» реорганизовано в форме преобразования в Открытое акционерное общество "Областная контора пчеловодства".

В соответствии с п.2 ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате реорганизации Открытое акционерное общество "Областная контора пчеловодства" является правопреемником ГУП «Областная контора пчеловодства».

В соответствии с п.1.1 Договора, с учетом дополнительного соглашения от 21.06.2006, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду объект муниципального нежилого фонда расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Маяковского, 29 (1 этаж, помещения 1-10), общей площадью 70,4 кв. м.

Указанный объект находится в собственности муниципального образования «город Екатеринбург» (свидетельство о государственной регистрации права №66 АЕ № 072080 от 26.08.2011).

Факт предоставления истцом ответчику в аренду объекта подтверждается актом приема-передачи нежилого помещения от 31.12.2003, подписанным уполномоченными лицами передающей и принимающей стороны с приложением печатей истца и ответчика.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу № А60-48817/2013 от 10.02.2013, которое в силу ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение в части указанных обстоятельств для рассмотрения настоящего дела.

31.07.2014 ОАО «Областная контора пчеловодства» обратилось в Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга с заявлением о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего бизнеса и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

27.08.2014 заинтересованное лицо отказало заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность, изложив основания отказа в письме № 02.12-12/1/1844.

При этом основанием для отказа послужило то обстоятельство, на день вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заявитель не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства. На момент обращения с заявлением о выкупе срок владения и пользования нежилым помещением у ОАО «Областная контора пчеловодства» составил менее двух лет до 01.07.2013. Поскольку предшествующий правообладатель (Областное государственное унитарное предприятие «Областная контора пчеловодства») в силу закона к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится, то срок владения и пользования недвижимым имуществом данным предприятием с 01.01.2004 по 06.10.2011 не учитывается.

Не согласившись с отказом, полагая, что вышеуказанное письмо противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу об удовлетворении требований заявителя.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, доводы сторон, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно положениям ст. ст. 4, 10, 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Согласно ст. 3 указанного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Пунктами 2, 3, 4 ст. 9 Закона № 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу n А60-35434/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также