Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А60-23436/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16350/2014-ГК

г. Пермь

11 февраля 2015 года                                                           Дело № А60-23436/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Назаровой В. Ю.

судей  Лихачевой А.Н., Масальской Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,

от истца, ЗАО "Альянс Транс-Азия", от ответчика,  ОАО "РЖД" в лице филиала Свердловская железная дорога, от третьих лиц: ЗАО «СИБУР-Транс», ООО «ЮганскНефтеПродукт»: не явись,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика – открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 08 октября 2014 года

по делу № А60-23436/2014, принятое судьей Е.Н. Яговкиной

по иску закрытого акционерного общества "Альянс Транс-Азия" (ОГРН 5087746089052, ИНН 7702684192)

к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

третьи лица: закрытое акционерное общество «СИБУР-Транс», общество с ограниченной ответственностью «ЮганскНефтеПродукт»

о взыскании пени за просрочку доставки порожних цистерн,

установил:

закрытое акционерное общество "Альянс Транс-Азия" (далее –  ЗАО "Альянс Транс-Азия", истец ) обратилось  в Арбитражный суд Свердловской области  с требованием о взыскании  с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее – ОАО «РЖД», ответчик)  32 516 руб. 46 коп. пени, начисленной в соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Определением от 04.08.2014  к  участию  в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество «СИБУР-Транс», общество с ограниченной ответственностью «ЮганскНефтеПродукт» (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2014 года (резолютивная часть от 01.10.2014, судья Е.Н. Яговкина) исковые требования удовлетворены. С ОАО «РЖД» в пользу ЗАО «Альянс Транс-Азия» взыскано 32 516 руб. 46 коп. пени, а также 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.

С ОАО «РЖД» в пользу ЗАО «Альянс Транс-Азия» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации, действующей на день вынесения решения суда, в размере 8,25 % годовых с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы.

Ответчик, не согласившись с судебным актом, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что суд ошибочно применил положения п. 6.6. Правил исчисления срока доставки груза, поскольку согласно данному пункту, срок увеличивается на все время задержки вагонов на промежуточных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности своевременной выгрузки вагонов, при этом в рамках настоящего дела просрочка возникла по вине грузоотправителя, а не грузополучателя. Груз фактически передан перевозчику 11.12.2013 (акты общей формы № 1/5249, 1/5250, памятка приемосдатчика № 6939, ведомость подачи и уборки вагонов № 125788), соответственно вина перевозчика в доставке груза отсутствует.

При этом, согласно  п. 3.10. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в железнодорожной накладной указывается дата документального оформления груза к перевозке, согласно п. 25 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом факт передачи груза от грузоотправителя перевозчику подтверждается исключительно памяткой приемосдатчика.

С учетом изложенного заявитель полагает, что срок доставки не нарушен, вина перевозчика в просрочке доставки вагона отсутствует, поскольку самостоятельно забирать вагоны с путей необщего пользования без соответствующего уведомления представителя грузоотправителя (владельца путей) перевозчик не имеет права.

Просит решение суда отменить в части, отказав во взыскании пени за просрочку доставки грузов по накладной ЭД532989 в размере 14574 руб. 60 коп.

От истца поступил письменный отзыв, находя решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания явку представителей для участия в процессе не обеспечили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ответчиком (перевозчиком) допущена задержка доставки не принадлежащего перевозчику груза (цистерн), что подтверждается представленными в материалы дела оригиналами транспортных железнодорожных накладных №№ ЭД532989, ЭД829476, ЭЕ325812, ЭЕ544421.

Согласно расчету, составленному истцом, размер пени за задержку доставки груза составил 32 516 руб. 46 коп. пени.

Истцом в адрес ответчика  направлена претензия от 14.01.2014 № 2/02-14 с требованиями о возмещении затрат за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику вагонов в общей сумме 32 516 руб. 46 коп.

Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указал на то, что его претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности, доказанности расчета истца.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения суда не установил.

В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Согласно с п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В силу со ст. 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации» (далее - УЖТ РФ) за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

На основании положений статьи 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 27 (п. 2, далее – Правила № 27) исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".

Согласно ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, и удовлетворяя  заявленные требования в полном объеме суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что  факт задержки доставки груза и размер пени подтвержден, претензионный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом соблюден, доказательств уплаты пени в добровольном порядке ответчиком не представлено, в связи с чем указал на то, что истец правомерно обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика 32 516 руб. 46 коп. пени за задержку доставки груза.

         Доводы о том, что с ответчика неправомерно взыскана сумма 14 574 руб. 60 коп. по вагонам, согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной №ЭД532989, подлежат отклонению.

Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта.

Правила № 27 предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки.

 Согласно пункту 6 Правил № 27 о причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам, а на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о причинах задержки, об увеличении срока доставки груза, о составлении акта общей формы.

При этом согласно п. 10 Правил  27 грузы считаются доставленными в срок: если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

Порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чем перевозчик уведомляет грузополучателя.

Согласно  п. 6 Правил № 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях: задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на 1 сутки; задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов, допущенного по вине грузоотправителя; задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам; задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов; задержки приема вагонов, контейнеров к перевозке после документального оформления приема груза к перевозке по причине коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, установленных перевозчиком в соответствии с правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом; задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами; задержки рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.

Доказательства того, что сроки подлежат увеличению в соответствии с п. 6 Правил № 27 материалы дела не содержат (ст. 65 АПК РФ).

Учитывая, что согласно ст. 792 ГК РФ, ст. 33 УЖТ РФ, Правил № 27 перевозчик обязан доставить грузы по назначению и в установленное время, при этом грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя", при этом в нарушение указанных требований в железнодорожной накладной №ЭД532989, представленной в материалы дела графа "особые заявления и отметки отправителя" сведений о продлении срока доставки вагонов не содержит, при этом согласно п. 2 Правил № 27 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А60-30222/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также