Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А50-15323/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-17466/2014-ГК

г. Пермь

06 февраля 2015 года                                                              Дело № А50-15323/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Крымджановой Д.И.,

судей Гладких Д.Ю., Масальской Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Берлизовой М.А.,

при участии:

от истца, общества с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья»: Кожевникова А.С. – по доверенности от 06.06.2013, Шлыкова А.О. – по доверенности от 12.11.2013;

от ответчика, открытого акционерного общества «Березниковский содовый завод»: Касаткина Ю.В. – по доверенности № 7 от 01.01.2015;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика –

открытого акционерного общества «Березниковский содовый завод»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 11 ноября 2014 года по делу № А50-15323/2014,

принятое судьёй Овчинниковой С.А.

по иску общества с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382)

к открытому акционерному обществу «Березниковскому содовому заводу»   (ОГРН 1025901701143, ИНН 5911013780)

о взыскании задолженности по оплате превышения нормативов сброса загрязняющих веществ, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ООО «НОВОГОР-Прикамье», Водоканал, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Березниковскому содовому заводу» (далее – ОАО «БСЗ», Завод, ответчик) о взыскании 2 713 619 руб. 84 коп. задолженности по оплате сброса сточных вод с превышением норматива допустимой концентрации загрязняющих веществ (далее - ПДКЗВ) по договору на отпуск воды и прием сточных вод № 12-01д/15с-490 от 01.04.2006 за период с 24.10.2013 по 31.12.2013, а также 120 958 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 22.12.2013 по 08.06.2014, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых, на основании статей 307, 309, 310, 395, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2014 исковые требования удовлетворены (л.д. 215-222).

Ответчик с принятым судом решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, которой просит его отменить, отказав истцу в удовлетворении иска.

Ответчик считает принятое судом решение незаконным и необоснованным, по его мнению, оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Фактически доводы его жалобы сводятся к неверному, по его мнению, применению судом в данном случае норм материального права.

Указывая на приоритет применения в данном случае к отношениям сторон «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013, по отношению к иным действующим нормам и правилам в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, ответчик считает, что нормативы ПДКЗВ, установленные постановлением Администрации г. Березники от 15.11.2012 № 1738, применению не подлежали, требования заявлены истцом необоснованно.

В дополнении к жалобе ответчик указал, что в настоящее время в суде оспаривается указанное постановление Администрации г. Березники, подан иск о признании его недействующим.

Кроме того, в дополнении к жалобе ответчиком приведен новый довод о неэффективности действий истца по очистке стоков, с приложением соответствующих доказательств, а также ответчик оспаривает представленный в дело протокол № 250 от 28.11.2013, в котором указана дата производства анализа - 14.11.2013, тогда как дата и время отбора пробы указана 26.11.2013.

Истец доводы жалобы оспорил в письменном отзыве на нее, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Считает, что судом при принятии решения по делу верно применены действующие в спорный период нормы и правила, в том числе постановление Администрации г. Березники от 15.11.2012 № 1738, которым установлены нормативы ПДКЗВ.

Представители истца и ответчика в судебном заседании изложенные ими доводы поддержали.

От ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных им к апелляционной жалобе и дополнению к ней, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено частично, поскольку часть документов имеется в материалах дела, также представлены документы, имеющиеся в доступе в системе «Консультант Плюс». Исходные данные и результаты расчета допустимых концентраций для хозбытового потока и прочих абонентов ГОС г. Березники в табличном виде (на 1 стр.) приобщены к материалам дела с учетом отсутствия возражений истца.

Истец в обоснование возражений по новому доводу ответчика, изложенному в дополнениях к жалобе, относительно оспаривания им протокола № 250 от 28.11.2013, заявил о приобщении к материалам дела выкопировок из журналов № 18-37/18Л контроля качества сточных вод предприятий-абонентов ГОС и № 18-37/01 регистрации проб сточной воды. Заявленное истцом ходатайство рассмотрено и удовлетворено в соответствии со ст. 262, 268 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, между Водоканалом (предприятие) и Заводом (абонент) заключен и действовал в спорный период договор на отпуск воды и прием сточных вод № 12-01д/15с-490 от 01.04.2006 (далее - договор), в редакции протоколов разногласий, согласования разногласий и дополнительных соглашений к нему, представленных в дело.

В рамках указанного договора истец оказывает ответчику услуги водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 1.3.1 договора сточные воды, сбрасываемые абонентом в горканализацию не должны содержать:

- вещества, запрещенные к сбросу в горканализацию;

- загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (ДК), утвержденные органами местного самоуправления г. Березники;

- загрязняющие вещества или продукты их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также вещества, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.

В силу п. 1.3.2, 1.3.3 договора абонент обязан контролировать качество сбрасываемых в горканализацию сточных вод, сведения о результатах контроля предоставлять в предприятие по требованию. Результаты анализов лабораторного контроля абонента используются для расчета повышенной платы за нарушение нормативов сброса сточных вод в системы горканализации. Предприятие имеет право в любое время отбирать контрольные пробы сточных вод абонента и проводить их анализ в своей лаборатории.

В соответствии с п. 3.2.1 договора, при обнаружении в контрольной (арбитражной) пробе сточных вод абонента, включая сточные воды субабонентов, загрязняющих веществ, абонент уплачивает Предприятию плату в размере, определяемом в соответствии с действующим законодательством.

Истец, утверждая, что в период с 24.10.2013 по 31.12.2013 им был осуществлен от ответчика прием стоков вод с ПДКЗВ, в подтверждение чего представил в дело соответствующие акты отбора проб, протоколы исследования воды, расчеты и счета-фактуры на общую сумму 2 713 619 руб. 84 коп., поскольку ответчиком оплата счетов не произведена, обратился в арбитражный суд с настоящим иском к ответчику о взыскании с него указанной платы в полном объеме.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования и посчитав их законными и обоснованными, подтвержденными истцом документально, удовлетворил в заявленном размере.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав представителей истца и ответчика в судебном заседании, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по изложенным ответчиком в жалобе основаниям.

Доводы жалобы сводятся к необоснованному неприменению судом норм «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013, в соответствии с которыми, по его мнению, нормативы ПДКЗВ, установленные постановлением Администрации г. Березники от 15.11.2012 № 1738, действительность которого также оспаривается в судебном порядке, применению не подлежали, в связи с чем требования заявлены истцом необоснованно.

Судом апелляционной инстанции указанные доводы жалобы рассмотрены и отклонены в полном объеме как несостоятельные.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее - Постановление № 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12.02.1999 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила № 167).

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 10 ст. 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила № 644), в связи с чем, в Правила № 167 внесены изменения, в частности: с 14.08.2013 утратили силу п. 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68 и 72-94 данных Правил, при этом остальные пункты Правил № 167 силу не утратили.

Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 установлено, что п. 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил № 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

Согласно п. 4 указанного постановления раздел VII Правил № 644 вступает в силу с 01.01.2014 (спорным периодом начисления платы является с 24.10.2013 по 31.12.2013).

В данном случае абоненту лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади не установлены, соответственно, вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод, и, соответственно, спорные правоотношения сторон регулируются Правилами № 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил № 644 и не противоречащей указанным Правилам) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310.

Необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод предусмотрены п. 64, 65, 67 Правил № 167.

В соответствии с п. 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Из содержания указанных норм права следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А50-25812/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также