Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А71-7616/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-15217/2014-АК

г. Пермь

23 декабря 2014 года                                                            Дело № А71-7616/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2014 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Удмуртэнергонефть" (ОГРН 1021801591943, ИНН 1834028862): Иванов Д.В., предъявлен паспорт, доверенность от 23.09.2014;

от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): представители не явились;

от третьего лица открытого акционерного общества «СвязьТрансНефть»: представители не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя общества с ограниченной ответственностью "Удмуртэнергонефть"

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 19 сентября 2014 года по делу № А71-7616/2014,

принятое судьей Мосиной Л.Ф.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртэнергонефть"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 

о признании незаконным решения антимонопольного органа в части, постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртэнергонефть» (далее - заявитель, ООО «Удмуртэнергонефть», Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями о признании недействительными пунктов 2 и 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – заинтересованное лицо, УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган) от 03.06.2014 № СЮ 06-06/2014-60 о нарушении антимонопольного законодательства.

Также ООО «Удмуртэнергонефть» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Удмуртской Республике от 08.07.2014 № СЮ 06-07/2014-27А о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1 074 515 руб.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.07.2014 заявления ООО «Удмуртэнергонефть» объединены в одно производство, делу присвоен № А71-7616/2014.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Удмуртэнергонефть» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в действиях Общества отсутствует нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), поскольку антимонопольным органом не установлен факт ограничения, устранения конкуренции, а лишь указано на ущемление интересов третьего лица; при этом заявитель полагает, что ущемления интересов третьего лица Обществом также не допущено, поскольку технологическое присоединение осуществлено до вынесения оспариваемого решения антимонопольного органа. Кроме того, заявитель ссылается на то, что в его действиях отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также указывает на наличие оснований для снижения административного штрафа ниже низшего предела на основании Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, по мнению заявителя,  установленный антимонопольным органом штраф значительный и несоразмерен тяжести совершенного правонарушения.

Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Антимонопольный орган против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо ОАО «СвязьТрансНефть» в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что технологическое присоединение было осуществлено, действия заявителя не повлекли ущемления его прав; просит апелляционную жалобу удовлетворить.

Антимонопольный орган и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что на основании ч. 2 ст. 200, ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.02.2014 № 45 УФАС по Удмуртской Республике проведена проверка соблюдения ООО «Удмуртэнергонефть» требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что 25.04.2013 в адрес ООО «Удмуртэнергонефть», являющегося сетевой организацией,  поступила заявка филиала ОАО «СвязьТрансНефть» - «Волго-Камского производственно-технического управления связи» о техническом присоединении к электрическим сетям заявителя энергопринимающих устройств мощностью 12,8 кВт.  Однако договор № 4589 от 04.06.2013 об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям и соответствующие технические условия для присоединения были направлены ООО «Удмуртэнергонефть» в адрес филиала ОАО «СвязьТрансНефть» письмом от 14.06.2013 № 21/1589, то есть по истечении 50 дней с момента поступления заявки.

В связи с чем приказом руководителя УФАС по Удмурсткой Республике от 22.04.2014 № 185 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства,  по результатам рассмотрения которого антимонопольным органом принято решение (принято 22.05.2014, изготовлено 03.06.2014) № СЮ 06-06/2014-60 (т. 1 л.д. 111-113). На основании данного решения антимонопольного органа ООО «Удмуртэнергонефть» признано субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах пролегания электрических сетей, находящимся в состоянии естественной монополии; ООО «Удмуртэнергонефть» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в нарушении установленного п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, 30-дневного срока для направления договора об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям и технических условий в адрес филиала ОАО «СвязьТрансНефть» - «Волго-Камского производственно-технического управления связи», что привело к ущемлению интересов филиала ОАО «СвязьТрансНефть» - «Волго-Камского производственно-технического управления связи».

Кроме того, УФАС по Удмуртской Республике в отношении ООО «Удмуртэнергонефть» составлен протокол об административном правонарушении от 23.06.2014 № СЮ 06-07/2014-27А (т. 2 л.д. 58-61),                      и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 08.07.2014 № СЮ 06-07/2014-27А о привлечении ООО «Удмуртэнергонефть» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 074 515 руб. 42 коп. (т. 2 л.д. 7-12).

Полагая, что решение антимонопольного органа и постановление о привлечении к административной ответственности не соответствуют требованиям действующего законодательства, ООО «Удмуртэнергонефть» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований,  пришел к выводу о наличии в действиях заявителя нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в отзывах антимонопольного органа и третьего лица, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушении, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 5 ст. 39 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон «О естественных монополиях») услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «Удмуртэнергонефть» оказывает услуги по передаче электрической энергии как сетевая организация, следовательно, в соответствии со ст.ст. 3, 4 Федерального закона «О естественных монополиях», ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» осуществляет деятельность в состоянии естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии в границах пролегания принадлежащих ему сетей.

В п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3, п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с п. 15 Правила № 861 (в редакции, действующей на момент совершения нарушения) сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, договор № 4589 от 04.06.2013 об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям и соответствующие технические условия для присоединения, были направлены ООО «Удмуртэнергонефть» в адрес филиала ОАО «СвязьТрансНефть» - «Волго-Камское производственно-техническое управление связи» письмом от 14.06.2013 № 21/1589, то есть по истечении 50 дней с момента поступления 25.04.2013 заявки о техническом присоединении к электрическим сетям заявителя энергопринимающих устройств ПРС-2 «Ун-Юг» (на участке УС Ижевск – УС Наб.Челны) на территории Удмуртской Республики в 6,7 км от д. Бабино Завьяловского района, мощностью 12,8 кВт на напряжении 0,4 кВ.

Факт нарушения ООО «Удмуртэнергонефть» установленного п. 15 Правил № 861 30-дневного срока для направления в адрес третьего лица договора об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям и технических условий подтверждается

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А60-30511/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда первой инстанции  »
Читайте также