Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу n А50-15640/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17 АП-1528/2008-АК г. Пермь 26 марта 2008 года Дело № А50-15640/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 года; Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н. судей: Грибиниченко О.Г., Григорьевой Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатовой О.С. при участии: представителя заявителя Межрайонной ИФНС России №16 по Пермскому краю - Новожиловой В.В. (удостоверение УР №066384, доверенность №8 от 24.03.2008г.) представителя заинтересованного лица ОАО «Краснокамское управление механизации» - Тола С.В. (удостоверение №1828, доверенность от 23.10.2007г.) рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Краснокамское управление механизации» на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.01.2008 года по делу № А50-15640/2007, принятое судьей Мартемьяновым В.И. по заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Пермскому краю к ОАО «Краснокамское управление механизации» о взыскании 651.820,20 руб., установил: Межрайонная ИФНС России №16 по Пермскому краю обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ) о взыскании с ОАО «Краснокамское управление механизации» 651.820,20 руб. процентов за период с 18.04.2006г. по 10.05.2007г., предусмотренных ч.2 ст.95 ФЗ РФ от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.01.2008г. заявленные требования удовлетворены, с ОАО «Краснокамское управление механизации» в доход соответствующего бюджета взысканы проценты в сумме 651.810,20 руб., а также в доход федерального бюджета госпошлина в сумме 13.018,20 руб. Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что в отсутствие дела о банкротстве ст.95 Закона о банкротстве, регулирующая начисление процентов на сумму требований кредиторов, применяться не может. Кроме того, проценты налоговым органом были начислены на сумму основного долга вместе с пени, что не предусмотрено действующим законодательством. Помимо этого, суд первой инстанции, взыскав с должника проценты, не определил в бюджет какого уровня должна быть уплачена указанная сумма. Налоговый орган письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил. Представитель заявителя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части. Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Пермской области от 18.04.2006г. в отношении ОАО «Краснокамское управление механизации» введена процедура внешнего управления сроком на 12 месяцев (л.д.14). На момент введения внешнего управления общество имело задолженность по налогам, сборам, включенную в реестр требований кредиторов, в качестве кредитора по которой выступал налоговый орган как уполномоченный орган, в сумме 5.106.227,9 руб. Фактически указанная задолженность была оплачена обществом 10.05.2007г. В связи с удовлетворением всех требований, учтенных в реестре требований кредиторов, определением Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2007г. производство по делу о признании ОАО «Краснокамское управление механизации» несостоятельным (банкротом) прекращено (л.д.15). Посчитав, что в силу п.2 ст.95 ФЗ РФ Закона о банкротстве должник обязан уплатить предусмотренные данной нормой проценты, налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что на дату введения в отношении общества процедуры внешнего управления - 18.04.2006г. общество имело задолженность в сумме 5.106.227,9 руб., погашенную 10.05.2007г., расчет процентов является обоснованным, поскольку исходя из буквального толкования положений п.2 ст.95 Закона о банкротстве проценты начисляются на всю сумму требований конкурсного кредитора без ограничений по основаниям возникновения указанных требований. Кроме того, указанные проценты могут быть взысканы и в отсутствие дела о банкротстве. Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Согласно пункту 2 статьи 95 Закона о банкротстве в течение срока действия моратория, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 Закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления. Подлежащие начислению и уплате в соответствии с данной статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов. Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства подлежат удовлетворению в порядке, установленном пунктом 3 статьи 137 Закона. Из приведенной нормы не усматривается, что кредитор или уполномоченный орган в связи с прекращением дела о несостоятельности должника утрачивает не реализованное им в процедуре банкротства право на взыскание указанных процентов. Следовательно, уполномоченный орган может взыскать проценты, предусмотренные в пункте 2 статьи 95 Закона о банкротстве, в общем порядке. На основании вышеизложенного судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод заявителя жалобы о невозможности применения ст.95 Закона о банкротстве, регулирующей начисление процентов на сумму требований кредиторов, вне дела о банкротстве. Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции, взыскав в общества проценты, не определил в бюджет какого уровня должна быть уплачена данная сумма, при этом налоговый орган был вправе предъявить требования о взыскании процентов, начисленных лишь на суммы обязательств должника в федеральный бюджет. Статьей 30 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1 - 4 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" и пунктами 2 - 4 Положения о Федеральной налоговой службе предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Кроме того, в рамках дела о несостоятельности ОАО «Краснокамское управление механизации» налоговый орган признан надлежащим уполномоченным органом в отношении всех платежей, на которые начислены проценты по настоящему спору. Поскольку согласно ст.95 Закона о банкротстве на сумму требований кредиторов к должнику об уплате обязательных платежей начисляются проценты, они должны подлежать бюджетному учету в порядке, установленном Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006г. №25н. Налоговый орган, являющийся администратором соответствующих поступлений, на основании вынесенного судом решения должен самостоятельно распределить сумму процентов между бюджетами. В соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007г. №74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» поступающие в доход бюджетов бюджетной системы РФ денежные средства в виде процентов, начисленных на сумму требований кредиторов в соответствии со ст.95 Закона о банкротстве, следует отражать по соответствующим кодам группы доходов 000 1 17 05000 00 0000 180 «Прочие неналоговые доходы» классификации доходов бюджетов РФ с указанием в 1-3 разрядах кода классификации доходов кода соответствующего администратора поступлений в федеральный бюджет. Следовательно, вышеуказанные доводы общества также не могут быть приняты во внимание. Вместе с тем, налоговым органом проценты начислены на общую сумму основного долга и неустойки (штрафа и пени), составляющую 5.106.227,9 руб. (основной долг - 2.264.533,9 руб., неустойка - 2.841.694 руб.) Суд первой инстанции, признавая расчет процентов, произведенный налоговым органом, обоснованным, исходил из того, что из буквального толкования положений п.2 ст.95 Закона о банкротстве проценты начисляются на всю сумму требований конкурсного кредитора без ограничений по основаниям возникновения указанных требований. Оценивая вывод суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку в указанной статье не конкретизировано, что именно охватывается понятием «требования кредиторов», однако это не должно лишать общества права на выплату процентов в законно установленных размерах, необходимо применить аналогию закона в соответствии со ст.13 АПК РФ. Согласно ч.6 ст.13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматриваются дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права), если это не противоречит их существу. Применительно к спорной правовой ситуации сходные по содержанию отношения регулируются п.2 ст.156 Закона о банкротстве. В соответствии с п.2 ст.156 Закона о банкротстве на непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в размере, установленном п.2 ст.95 настоящего Федерального закона. Проценты, подлежащие начислению в силу п.2 ст.156 Закона о банкротстве, могут начисляться только на основной долг и подлежат уплате прежде сумм неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций (п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.2005г. №97). Следовательно, по аналогии на основании ст.13 АПК РФ в данном случае проценты могут начисляться только на основной долг. Размер процентов составит 288.867,66 руб. (2.264.533,90 руб. х 388 дней : 365 х 12% ). Кроме того, проценты начисляются на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст.4 Закона о банкротстве. Согласно ч.2 ст.4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. Также, согласно абзацу пятому ст.2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу n А60-24478/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|