Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу n А50-15640/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17 АП-1528/2008-АК

г. Пермь

26 марта 2008 года                                                          Дело № А50-15640/2007­­

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 года;

Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.

судей: Грибиниченко О.Г., Григорьевой Н.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатовой О.С.

при участии:

представителя заявителя Межрайонной ИФНС России №16 по Пермскому краю - Новожиловой В.В. (удостоверение УР №066384, доверенность №8 от 24.03.2008г.)

представителя заинтересованного лица ОАО «Краснокамское управление механизации» - Тола С.В. (удостоверение №1828, доверенность от 23.10.2007г.)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Краснокамское управление механизации»

на решение Арбитражного суда Пермского края                                                                   

от 28.01.2008 года                                                        

по делу № А50-15640/2007,

принятое судьей Мартемьяновым В.И.

по заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Пермскому краю к ОАО «Краснокамское управление механизации»

о взыскании 651.820,20 руб.,

установил:

Межрайонная ИФНС России №16 по Пермскому краю обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ) о взыскании с ОАО «Краснокамское управление механизации» 651.820,20 руб. процентов за период с 18.04.2006г. по 10.05.2007г., предусмотренных ч.2 ст.95 ФЗ РФ от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.01.2008г. заявленные требования удовлетворены, с ОАО «Краснокамское управление механизации» в доход соответствующего бюджета взысканы проценты в сумме 651.810,20 руб., а также в доход федерального бюджета госпошлина в сумме 13.018,20 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что в отсутствие дела о банкротстве ст.95 Закона о банкротстве, регулирующая начисление процентов на сумму требований кредиторов, применяться не может. Кроме того, проценты налоговым органом были начислены на сумму основного долга вместе с пени, что не предусмотрено действующим законодательством. Помимо этого, суд первой инстанции, взыскав с должника проценты, не определил в бюджет какого уровня должна быть уплачена указанная сумма.

Налоговый орган письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Представитель заявителя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Пермской области от 18.04.2006г. в отношении ОАО «Краснокамское управление механизации» введена процедура внешнего управления сроком на 12 месяцев (л.д.14).

На момент введения внешнего управления общество имело задолженность по налогам, сборам, включенную в реестр требований кредиторов, в качестве кредитора по которой выступал налоговый орган как уполномоченный орган, в сумме 5.106.227,9 руб.

Фактически указанная задолженность  была оплачена обществом 10.05.2007г.

В связи с удовлетворением всех требований, учтенных в реестре требований кредиторов, определением Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2007г. производство по делу о признании ОАО «Краснокамское управление механизации» несостоятельным (банкротом) прекращено (л.д.15).

Посчитав, что в силу п.2 ст.95 ФЗ РФ Закона о банкротстве должник обязан уплатить предусмотренные данной нормой проценты, налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что на дату введения в отношении общества процедуры внешнего управления - 18.04.2006г. общество имело задолженность в сумме 5.106.227,9 руб., погашенную 10.05.2007г., расчет процентов является обоснованным, поскольку исходя из буквального толкования положений п.2 ст.95 Закона о банкротстве проценты начисляются на всю сумму требований конкурсного кредитора без ограничений по основаниям возникновения указанных требований. Кроме того, указанные проценты могут быть взысканы и в отсутствие дела о банкротстве.

Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Согласно пункту 2 статьи 95 Закона о банкротстве в течение срока действия моратория, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 Закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с данной статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства подлежат удовлетворению в порядке, установленном пунктом 3 статьи 137 Закона.

Из приведенной нормы не усматривается, что кредитор или уполномоченный орган  в связи с прекращением дела о несостоятельности должника утрачивает не реализованное им в процедуре банкротства право на взыскание указанных процентов. Следовательно, уполномоченный орган может взыскать проценты, предусмотренные в пункте 2 статьи 95 Закона о банкротстве, в общем порядке.

На основании вышеизложенного судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод заявителя жалобы о невозможности применения ст.95 Закона о банкротстве, регулирующей начисление процентов на сумму требований кредиторов, вне дела о банкротстве.

Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции, взыскав в общества проценты, не определил в бюджет какого уровня должна быть уплачена данная сумма, при этом налоговый орган был вправе предъявить требования о взыскании процентов, начисленных лишь на суммы обязательств должника в федеральный бюджет.

Статьей 30 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1 - 4 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" и пунктами 2 - 4 Положения о Федеральной налоговой службе предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, налоговые органы осуществляют контроль за  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,

Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Кроме того, в рамках дела о несостоятельности ОАО «Краснокамское управление механизации» налоговый орган признан надлежащим уполномоченным органом в отношении всех платежей, на которые начислены проценты по настоящему спору.

Поскольку согласно ст.95 Закона о банкротстве на сумму требований кредиторов к должнику об уплате обязательных платежей начисляются проценты, они должны подлежать бюджетному учету в порядке, установленном Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006г. №25н.

Налоговый орган, являющийся администратором соответствующих поступлений, на основании вынесенного судом решения должен самостоятельно распределить сумму процентов между бюджетами.

В соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007г. №74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» поступающие в доход бюджетов бюджетной системы РФ денежные средства в виде процентов, начисленных на сумму требований кредиторов в соответствии со ст.95 Закона о банкротстве, следует отражать по соответствующим кодам группы доходов 000 1 17 05000 00 0000 180 «Прочие неналоговые доходы» классификации доходов бюджетов РФ с указанием в 1-3 разрядах кода классификации доходов кода соответствующего администратора поступлений в федеральный бюджет.

Следовательно, вышеуказанные доводы общества также не могут быть приняты во внимание.

Вместе с тем, налоговым органом проценты начислены на общую сумму основного долга и неустойки (штрафа и пени), составляющую 5.106.227,9 руб. (основной долг - 2.264.533,9 руб., неустойка - 2.841.694 руб.)

Суд первой инстанции, признавая расчет процентов, произведенный налоговым органом, обоснованным, исходил из того, что  из буквального толкования положений п.2 ст.95 Закона о банкротстве проценты начисляются на всю сумму требований конкурсного кредитора без ограничений по основаниям возникновения указанных требований.

Оценивая вывод суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку в указанной статье не конкретизировано, что именно охватывается понятием «требования кредиторов», однако это не должно лишать общества права на выплату процентов в законно установленных размерах, необходимо применить аналогию закона в соответствии со ст.13 АПК РФ.

Согласно ч.6 ст.13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматриваются дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права), если это не противоречит их существу.

Применительно к спорной правовой ситуации сходные по содержанию отношения регулируются п.2 ст.156 Закона о банкротстве.

В соответствии с п.2 ст.156 Закона о банкротстве на непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в размере, установленном п.2 ст.95 настоящего Федерального закона.

Проценты, подлежащие начислению в силу п.2 ст.156 Закона о банкротстве, могут начисляться только на основной долг и подлежат уплате прежде сумм неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций (п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.2005г. №97).

Следовательно, по аналогии на основании ст.13 АПК РФ в данном случае проценты могут начисляться только на основной долг. Размер процентов составит 288.867,66 руб. (2.264.533,90 руб. х 388 дней : 365 х 12% ).

Кроме того, проценты начисляются на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст.4 Закона о банкротстве.

Согласно ч.2 ст.4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Также, согласно абзацу пятому ст.2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу n А60-24478/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также