Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по делу n А71-2/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1302/2008-АК

 

г. Пермь

19 марта 2008 года                                                   Дело № А71-2/2008­­

Резолютивная часть постановления объявлена 17марта 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2008  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,

судей  Мещеряковой Т.И., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А.,

при участии:

от заявителя - Войсковая часть № 35776 г. Камбарка-3: не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица - Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-

Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 21 января 2008 года

по делу № А71-2/2008,

принятое судьей Коковихиной Т.С.,

по заявлению Войсковой части № 35776 г. Камбарка-3

к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике

об отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Войсковая часть №35776 Министерства обороны РФ, г.Камбарка (далее – заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения предмета требований в порядке ст.49 АПК РФ) об отмене постановления  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Управление Росприроднадзора по УР) от 17.12.2007 г. № 1, которым войсковая часть №35776  признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. 

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики  от 21.01.2008г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, 18.10.2007г. на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от 12.09.2007г. №152-П должностными лицами Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике проведена плановая проверка по деятельности объекта №1203 Уничтожения химического оружия на предмет соблюдения требований водного, лесного законодательства и законодательства о недрах.

В ходе проверки установлено, что в целях реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» войсковая часть №35776 производит работы по реконструкции высоковольтной линии (ВЛ) 110 кВ «Кармановская ГРЭС-Воткинская ГРЭС» от отпайки на подстанцию «Камбарка» на лесных участках земель лесного фонда Государственного учреждения Удмуртской Республики «Камбарский лесхоз» в кварталах №138 (выдел 6), №144 (выдел 5), №154 (выдел 11), №164 (выдел 6), №173 (выдел 3) Шольинского лесничества на площади 11,6 нелесных земель. Документы, удостоверяющие права на вышеуказанные земельные участки, у войсковой части №35776 отсутствуют.

Управлением   Росприроднадзора  по Удмуртской Республике составлен акт проверки от 18.10.2007г. №49/А-57/Л-35/Н (подп.2 п.1.4 акта), а также протокол об административном правонарушении от 07.12.2007г.№1, в котором указано, что войсковой частью №35776 использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов осуществляется с нарушением ч.1 ст.25 и ч.1 ст.26 Земельного кодекса РФ, ст.ст.9, 45,71,72 Лесного кодекса РФ №200-ФЗ от 04.12.2006г. без правоустанавливающих документов на землю, а именно без заключения договора аренды земельного участка лесного фонда для использования их в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по   Удмуртской Республике принято постановление от 17.12.2007г. №1, которым войсковая часть №35776 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст.7.1 КоАП РФ, с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 10000 руб.

Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности  вынесено незаконно, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях войсковой части состава вменяемого ей административного правонарушения.

Оценив в порядке ст.71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, поскольку административным органом не доказано наличие в действиях войсковой части состава вменяемого  административного правонарушения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события правонарушения и виновность лица в его совершении.

Исходя из содержания оспариваемого постановления, следует, что войсковой части вменено использование земельного участка без оформленного в установленном порядке правоустанавливающего документа.

Исходя из положений ст.7.1 КоАП РФ под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, являются  общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.

Анализ объекта и объективной стороны состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им  уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.02.2005г. №11301/04.

В соответствии со ст.ст.25, 26 Земельного кодекса РФ и ст.4 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.

В силу ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам  и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст.30 Земельного кодекса РФ.

При этом указанная норма права разграничивает два варианта предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п.5 ст.30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29  названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов  размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка (п.5 ст.31 ЗК РФ).

Согласно ст.45 Лесного кодекса РФ и пункта 2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и  других линейных объектов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.04.2007г. №99 установлено, что для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов лесные  участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии со ст.9 Лесного кодекса РФ на правах постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также на правах безвозмездного срочного пользования лесными участками, которые возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 1 ст.45 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со ст.21 настоящего Кодекса. 

Согласно п.4 ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.1996г. №305 об утверждении Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», от 24.10.2005г. №639 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», от 29.12.2005г. №825-50 «О государственном оборонном заказе на 2006 год» был заключен государственный контракт «На выполнение работ для государственных нужд по строительству внешних сетей электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарке УР (объекта 1281, в том числе и на реконструкцию ВЛ 110 кВ «Кармановская ГРЭС-Воткинская ГРЭС» от отпайки на подстанцию «Камбарка» в Камбарском районе УР)» №УР/06/2120/УЗО от 19.01.2006г. между Федеральным агентством по промышленности РФ (Государственный заказчик) и ООО «Фактор ЛТД» (Подрядчик).

В соответствии с п.2.1 указанного Контракта Подрядчик (ООО «Фактор ЛТД») обязуется в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить по заданию Государственного заказчика (Федерального агентства по промышленности РФ) и за его счет работы в полном объеме по строительству внешних сетей электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка УР (объект 1281) и сдать ее результат Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязан принять результат работы и оплатить его.

Согласно п.4.1.2 Контракта Федеральное агентство по промышленности РФ как Государственный заказчик должно передать Подрядчику (ООО «Фактор ЛТД») в установленном порядке и в установленные сроки земельный участок под строительство, утвержденную проектно-сметную документацию и т.д., принять от Подрядчика по актам законченные строительством внешние сети электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка УР (объект 1281), совместно с Подрядчиком ввести их в действие в установленные сроки, провести окончательные расчеты с Подрядчиком. Подрядчик в соответствии с п.4.2.1 Государственного контракта обязан осуществить своими силами строительство внешних сетей электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка УР (объект 1281) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, требованиями СНиП, в установленный настоящим Контрактом срок. Согласно п.4.2.2 Контракта привлекать субподрядные организации для отдельных видов специальных строительных и монтажных работ.

Заказчиком обусловлено в контракте получение от подрядчика электротехнического оборудования и относящихся к нему документов войсковой частью № 35776 без наделения её какими-либо правами на данное имущество (раздел 6 контракта).

Федеральным агентством по промышленности выдавались доверенности: №31/05 от 15.01.2005г.,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по делу n А50-12468/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также