Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2010 по делу n А63-2318/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А63-2318/2010 27 декабря 2010 года Вх.16АП-2762/10 (1) 21 декабря 2010 года объявлена резолютивная часть постановления. 27 декабря 2010 года постановление изготовлено в полном объеме. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи: Фриева А.Л., судей: Джамбулатова С.И, Егорченко И.Н., при ведении протокола секретарем Баймурзаевым Г.К., рассмотрев апелляционную жалобу администрации города Георгиевска Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2010 по делу №А63-2318/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью «Драйв» к Администрации г.Георгиевска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Георгиевска о признании отказа администрации г. Георгиевска незаконным, об обязании права выкупа, и ходатайство о восстановлении процессуального срока для обращения с апелляционной жалобой в суд, (судья Сиротин И.В.), в судебное заседание явились: от администрации города Георгиевска Ставропольского края - Хейло В.Ф. по доверенности №01-08/4008 от 29.12.2009, от ООО «Драйв» - Маткевич К.В. по доверенности от 16.04.2010, от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Георгиевска - Воробьев С.А. по доверенности №0102/971 от 07.04.2010, У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Драйв» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Администрации г. Георгиевска (далее – администрация) и Комитету по управлению муниципальным имуществом города Георгиевска (далее – комитет) о признании отказа администрации в заключении договора купли-продажи нежилого здания, площадью 1 347, 6 кв.м., расположенного г. Георгиевск, ул. Калинина, 128 (далее – спорный объект), в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон от 22.07.2008 №159-ФЗ) незаконным и обязании комитета в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу по делу заключить с обществом договор купли-продажи спорного объекта с зачетом в счет выкупной стоимости объекта стоимости произведенных обществом неотделимых улучшений в сумме 20 000 000 рублей и без одновременной продажи земельного участка под ним (уточненные требования). Заявленные требования мотивированы необоснованным отказом администрации в выкупе арендуемого недвижимого имущества, поскольку общество имеет право на приобретение арендуемого имущества в силу закона. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации в заключении договора купли-продажи нежилого здания, общей площадью 1 347,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Георгиевск, ул. Калинина, 128. Судебный акт мотивирован тем, что общество имеет право на приобретение спорного объекта в свою собственность в соответствии с Законом от 22.07.2008 №159-ФЗ без одновременной покупки земельного участка под спорным объектом при наличии действующего договора аренды. Не согласившись с данным решением суда, администрация подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что общество не может выкупить арендуемое здание без одновременного выкупа земельного участка, на котором расположен выкупаемый объект недвижимости. В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель комитета в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором пояснил, что считает отказ администрации в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого муниципального имущества законным и обоснованны. Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на них, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения принятого решения суда первой инстанции по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды имущества №193 от 01.12.2005 (далее – договор №193), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование спорный объект. Срок аренды установлен с 01.12.2005 по 01.12.2030 (пункт 6.1 договора). По акту приема-передачи спорный объект был передан арендатору. Государственная регистрация договора №193 произведена 27.01.2006. Спорный объект является муниципальной собственностью города Георгиевска, что подтверждается свидетельством от 30.12.02 серия 26 АГ 130258). Земельный участок под спорным объектом также находится у общества в аренде, срок аренды с 22.09.09 по 24.06.14. Государственная регистрация договора аренды земельного участка произведена 22.09.2009. Общество, 10.03.2010 обратилось в администрацию города Георгиевска с заявлением о продаже обществу спорного объекта по цене, равной его рыночной стоимости, с зачетом в счет выкупной стоимости объекта стоимости произведенных обществом неотделимых улучшений объекта и без одновременной продажи земельного участка под ним, и с соответствующим проектом договора купли-продажи спорного объекта. Письмом от 12.03.2010 № 01-14/668 администрация отказала обществу в приобретении арендуемого им спорного объекта в собственность с зачетом в счет выкупной стоимости объекта стоимости произведенных обществом неотделимых улучшений объекта и без одновременной продажи земельного участка под ним, и в заключении с ним соответствующего договора купли-продажи, сославшись, что администрация не имеет таких правовых оснований, и возвратила обществу все документы. Считая отказ администрации незаконным, общество обратилось в арбитражный суд. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может признать ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица недействительным при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя. Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 Закона от 22.07.2008 N 159 требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения его к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159) Согласно пункту 6 статьи 5 Закона от 22.07.2008 №159-ФЗ стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей. Как правильно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами спора, общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, арендуемое имущество – спорный объект находится во временном владении и временном пользовании общества непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 №159-ФЗ в соответствии с договором аренды данного имущества, у общества отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам за спорный объект, площадь спорного объекта не превышает установленный законом Ставропольского края предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, спорный объект не включен в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, спорный объект является объектом недвижимого имущества, общество обращалось с просьбой на проведение капитально-восстановительного ремонта помещения, и такое согласие обществу было дано. Согласно отчету № 127, выполненному по заказу комитета, рыночная стоимость спорного объекта составляет 27 769 000 руб., согласно экспертного заключения, проведенного в рамках настоящего дела, выполненного ООО «Инжгеопроект», общая стоимость неотделимых улучшений, выполненных обществом на спорном объекте, составляет 27 123 344 руб. В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия, в частности юридических лиц, которые осуществляются исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В соответствии с абзацем 2 п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона N 159-ФЗ, в частности, органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствовать реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение имущества. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что общество непрерывно в течение более двух лет (договор аренды №1963 с 01.12.2005) и использует спорное помещение в своей деятельности, не имеет задолженности по арендной плате, отвечает всем указанным в статье 3 Закона от 22.07.2008 N 159 условиям осуществления преимущественного права на выкуп арендуемого имущества. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Учитывая изложенное, а также наличие соответствующего закону волеизъявления одной стороны - субъекта малого или среднего предпринимательства для уполномоченного органа совершение действий по приватизации имущества является обязательным. При таких обстоятельствах на администрацию в силу указанного Закона возложены обязанности совершить действия, направленные на заключение с арендатором договора купли-продажи спорного объекта недвижимости. Иные действия свидетельствует о злоупотреблении администрацией правом с целью воспрепятствования реализации субъектом малого предпринимательства права на приобретение арендованного имущества в собственность. Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что общество имеет право на приобретение спорного объекта в свою собственность в соответствии с Законом от 22.07.2008 №159-ФЗ с зачетом в счет выкупной стоимости объекта стоимости произведенных обществом неотделимых улучшений в сумме 20 000 000 рублей. При этом, как пояснил представитель, общество намеренно уменьшило размер зачитываемых средств до 20 млн.руб., тогда как стоимость улучшений составляет 27 млн.руб. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что общество не может выкупить арендуемое здание без одновременного выкупа земельного участка, судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям. Минэкономразвития России в Письме от 24.10.2008 N Д05-4635 рассмотрело обращение по вопросу приватизации арендуемого имущества и сообщило о недопустимости применения положений Закона N 159-ФЗ при аренде субъектом малого или среднего предпринимательства земельного участка. Аналогичную позицию занял Президиум ВАС РФ в п. 1 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отметив, что действие Закона N 159-ФЗ не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации. Таким образом, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2010 по делу n А20-1998/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|