Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу n А63-1900/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
Шестнадцатый арбитражный апелляционный
суд
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки Дело № А63-1900/2010 15 декабря 2010 года Вх. номер 16АП-2194/10 (2) Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2010 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи: Белова Д.А., судей: Марченко О.В., Мельникова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу ГУ МЧС России по СК на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.2010 по делу № А63-1900/2010 по заявлению Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно – Российской гуманитарный институт» к Главному управлению МЧС России по СК в лице Отдела государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера о признании незаконными распоряжений от 24.02.10 № 7-4/25 и от 27.10.09 №7-4/261 о проведении внеплановых проверок, (судья Алиева А.К.), при участии в судебном заседании: от заявителя: не явились, извещ. №№ 542187, 542170, от заинтересованного лица: Дубов А.А. по дов. б/н от 16.06.10, Коваленко И.Б. по дов. б/н от 17.03.10, УСТАНОВИЛ: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский гуманитарный институт» г. Ростов-на-Дону (далее – заявитель, институт, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (далее – управление, административный орган) о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении распоряжения от 27.10.09 №7-4/261 о проведении внеплановой проверки в отношении Ставропольского филиала института, о признании недействительным распоряжения от 27.10.09 №7-4/261 о проведении внеплановой проверки в отношении указанного филиала (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение от 27.10.09 №7-4/261 вынесено в отношении Ставропольского филиала института, который будучи структурным подразделением Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно- Российский Гуманитарный институт», самостоятельным юридическим лицом не является. Кроме того, оспариваемое постановление вынесено при отсутствии согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры и неизвещении заявителя о проводимых в отношении филиала юридического лица проверках. Одновременно заявителем подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обжалования действий ГУ МЧС России по СК и оспаривания распоряжения от 27.10.09 №7-4/261. В обоснование ходатайства институт указал, что об оспариваемом распоряжении заявителю стало известно из письма директора филиала от 27.02.10, поступившего в институт в связи с необходимостью обращения в суд для защиты прав и законных интересов учреждения. Решением от 21.06.10 суд удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока. Этим же судебным актом суд признал незаконными действия Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, выразившиеся в вынесении распоряжения от 27.10.09 №7- 4/261 о проведении внеплановой проверки в отношении Ставропольского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт». Кроме того, суд признал недействительным распоряжение от 27.10.09 №7-4/261 и взыскал с ГУ МЧС по СК в пользу заявителя 4000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом нарушены положения пункта 8 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в частности, отсутствует согласование с органами прокуратуры на проведение внеплановой проверки филиала института. Кроме того, суд первой инстанции указал, что положения указанного закона не предусматривают проведение проверок структурных подразделений юридического лица. Не согласившись с таким решением суда, ГУ МЧС России по СК обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило судебный акт в части удовлетворения требований о признании недействительным распоряжения от 27.10.09 №7-4/261 и незаконными действий по проведению проверки, а также о взыскании расходов по госпошлине отменить. По мнению управления, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не применены нормы права, подлежащие применению, что привело к принятию незаконного и необоснованного судебного акта. Отзыв на апелляционную жалобу не поступал. Судебное заседание 08.11.10 судом апелляционной инстанции откладывалось на 08.12.10. В судебном заседании 08.12.10 представители ГУ МЧС России по СК Дубов А.А. и Коваленко И.Б. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда в обжалуемой части отменить, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский гуманитарный институт», надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило. Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Правильность решения суда проверена только в обжалуемой части, поскольку от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лица, участвующего в деле, пришел к выводу о том, что решение суда в обжалуемой части надлежит отменить по следующим основаниям. Из материалов дела видно, что 15.07.09 Прокуратурой Ленинского района г. Ставрополя вынесено распоряжение № 7-10-2009 на проведение внеплановых проверок по исполнению учреждениями обязательных требований статьи 14 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и нормативно-правовых актов, изданных на его основе. Во исполнение указанного распоряжения органов прокуратуры 27.10.09 Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю вынесено распоряжение № 7-4/261 на проведение внеплановой выездной проверки НОУ ВПО Ставропольский филиал «Южно-Российский Гуманитарный институт» по проведению мероприятий по государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 03 ноября 2009 года по результатам проверки, проведенной в присутствии директора филиала Э.Г. Асриян, управлением составлен акт №7-4/147-зн (л.д. 141, т. 1), выдано предписание № 7-4/147-зн об устранении выявленных нарушений (л.д. 144, т. 1). Не согласившись с распоряжением управления от 27.10.09 № 7-4/261 и действиями по проведению проверки, НОУ ВПО «Южно-Российский Гуманитарный институт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом действие (бездействие) может быть признано незаконным, а ненормативный правовой акт недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно, в случае несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Согласно части 3 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Делая вывод о том, что у административного органа отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, а также о том, что управлением нарушены положения пункта 8 статьи 10 Закона №294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), суд первой инстанции не учел следующее. В статье 14 Федерального закона № 294-ФЗ определен порядок организации проверки, в том числе требования, предъявляемые к содержанию распоряжения о ее проведении, согласно которым в распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки. Основанием для проведения внеплановой проверки, в соответствии с частью 2 статье 10 названного закона, является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. При этом, согласно части 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Из оспариваемого распоряжения административного органа видно, что оно вынесено на основании распоряжения Прокуратуры Ленинского района г. Ставрополя от 15.07.09 № 7-10-2009 на проведение внеплановых проверок по исполнению учреждениями обязательных требований статьи 14 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и нормативно-правовых актов, изданных на его основе. Предметом проверки является деятельность юридических и должностных лиц по соблюдению установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, контроль за обеспечением готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Из анализа приведенных норм и оспариваемого ненормативного правового акта видно, что в рассматриваемом случае проведение внеплановой выездной проверки не требует согласования с органами прокуратуры, поскольку в качестве основания ее проведения указано законное требование прокурора, которое в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» подлежит безусловному исполнению. Кроме того, судом первой инстанции сделан ошибочной вывод о нарушении управлением процедуры проведения внеплановой выездной проверки структурного подразделения, выразившегося в неизвещении юридического лица о ее проведении ввиду следующего. Частью 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. В соответствии с пунктом 6.10 Положения о Ставропольском филиале Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» директор филиала действует от имени института на основании генеральной доверенности ректора института и настоящего положения о Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу n А63-5017/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|