Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу n А15-1137/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
Шестнадцатый арбитражный апелляционный
суд
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А15-1137/2010 23 ноября 2010 года Ап. пр-во №16АП-2359/10 Резолютивная часть постановления оглашена 16 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2010 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи: Белова Д.А., судей: Марченко О.В., Мельникова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубаловым К.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.08.2010 г. по делу № А15-1137/2010 по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Махачкалинский морской торговый порт» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 11.05.2010 №0014/2/10, (судья Батыраев Ш.М.), при участии в судебном заседании: от заявителя: не явились, извещ. 19.10.10 № 535708, 21.10.10 № 537191, от заинтересованного лица: не явились, извещ. 20.10.10 № 535692, 21.10.10 № 537207, 535715, УСТАНОВИЛ: федеральное государственное унитарное предприятие «Махачкалинский морской торговый порт» (далее – заявитель, морской порт) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, административный орган, департамент) от 11.05.2010 №0014/2/10 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. Заявленные требования мотивированы отсутствием вина морского порта в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку у него не имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных водным законодательством, в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Решением суда от 11.08.10 постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 11.05.2010 №00014/2/10 признано незаконным и отменено полностью. Не согласившись с таким решением суда, Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению департамента, судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что привело к принятию неправомерного решения. Федеральное государственное унитарное предприятие «Махачкалинский морской торговый порт» представило отзыв на жалобу, в котором просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения полагая, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению. В связи с убытием судьи Семенова М.У. в командировку, в судебном заседании 07.10.10 произведена замена судьи - докладчика на судью Белова Д.А. Определением суда от 07.10.10 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 16.11.10 ввиду отсутствия у суда доказательств надлежащего уведомления лица, участвующего в деле о месте и времени судебного заседания. В связи с нахождением 16.11.10 судьи Афанасьевой Л.В. в трудовом отпуске, в составе суда произведена замена судьи Афанасьевой Л.В. на судью Мельникова И.М. В судебное заседание 16.11.10 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения представителей не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со ст. 210 АПК РФ. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 30.03.2010 №144 Махачкалинским отделом на море в период с 01.04.2010 по 09.04.2010 проведены рейдовые мероприятия по проверке акватории Махачкалинского взморья Каспийского моря протяженностью 10 км от поселка Турали до поселка Черные камни по вопросу соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. 07.04.2010 в ходе проведения указанных мероприятий выявлен факт нарушения морским портом требований части 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, выразившийся в засорения акватории Каспийского моря, используемого для размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, а также в целях морского судоходства, отходами производства и потребления. По данному факту 07.04.2010 в отношении морского порта возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол от 26.04.2010. Постановлением департамента от 11.05.2010 №0014/2/10 морской порт признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, морской порт обратился в арбитражный суд. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего. Согласно части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Пунктом 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Предотвращение загрязнения водных объектов с плавучих средств осуществляется путем оборудования их специальными емкостями для сбора загрязняющих и засоряющих веществ и отходов и сдачи их на береговые очистные сооружения; сбора мусора специальными судами; применения автономных судовых установок для полной очистки сточных вод, локализации и обезвреживания пролитых в водные объекты нефтепродуктов и других примесей. Факт засорения акватории Каспийского моря используемого морским портом, бытовым мусором, сбор которого должен осуществляться специальным судном подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, фотографическим материалом. В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Судом первой инстанции установлено, что у морского порта имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ввиду следующего. В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 и во исполнение статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и в дополнение к Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и подходах к ним изданы Обязательные постановления по Махачкалинскому морскому торговому порту. Пунктом 2.4.3.1 Обязательных постановлений маломерным судам, к которым в том числе относятся гребные лодки, запрещается плавание по акватории порта при скорости ветра более 14 м/с и/или видимости менее 10 кбт, или при получении штормового предупреждения. Из письма ГУ «Дагестанского ЦГМС» от 21.07.2010 №681 следует, что 05.04.2010 в Махачкале наблюдался штормовой ветер северо-западного направления с максимальной скоростью 15 м/с, а 06.04.2010 – 8 м/с. При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что 06.04.2010 при штормовом ветре 8 м/с (менее 14 м/с) морской порт имел возможность осуществить сбор бытового мусора, однако сделал этот лишь 07.04.2010 после проведения проверки и выявления факта засорения водного объекта. Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях морского порта состава вменяемого административного правонарушения. Вина морского порта в совершении правонарушения подтверждается также материалами проверки. Проверив соблюдение департаментом порядка привлечения лица к административной ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции выявил нарушение порядка привлечения морского порта к административной ответственности. В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе отражается объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол должен быть подписан физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5). Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты. Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 №46) следует, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности суд проверяет, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении от 26.04.2010 №0014/2/10 департаментом составлен в отсутствие законного представителя морского порта. Из представленного в материалы дела письма от 07.04.2010 №00037/2/10 видно, что морскому порту предлагалось направить своего представителя в департамент к 11 часам 26.04.2010 для составления протокола об административном правонарушении по результатам рейдовой проверки. Названное письмо обоснованно не принято судом первой инстанции в качестве доказательства надлежащего извещения морского порта о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку доказательства вручения данного письма морскому порту в материалы дела и суду апелляционной инстанции не представлено. Следует отметить, что имеющаяся в материалах дела распечатка из официального сайта Федеральной почтовой связи России «отслеживание почтовых отправлений» от 04.05.2010 правомерно не принята судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства извещения морского порта о дате, времени и месте составления протокола. Из указанной распечатки не видно сведений о лице, которому вручено отправление, и наличии у данного лица полномочий на получение корреспонденции, что является нарушением положений Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 221. Не является обоснованным и ссылка департамента на письмо морского порта от 16.04.2010 №16/4-128, направленное в адрес Махачкалинского отдела на море в ответ на письмо от 07.04.2010 №00037/2/10, поскольку согласно входящему штампу данное письмо поступило в департамент 17.05.2010, т.е. после составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении. При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно указал, что не получив уведомление о вручении морскому порту письма от 07.04.2010, департамент до составления протокола не принял надлежащих мер по установлению факта извещения морского порта а лишь 21.07.2010 (уже после обжалования постановления в арбитражный суд) обратился в Махачкалинский почтамт с соответствующим запросом. Письмом от 27.07.2010 Махачкалинский почтамт сообщил о том, что заказное письмо №36703610117766 от 07.04.2010 вручено адресату 09.04.2010. Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении (11 часов 26.04.2010) департамент не располагал доказательствами надлежащего извещения морского порта о дате и времени его составления, в связи с чем протокол от 26.04.2010 не может быть признан допустимым доказательством совершения морским портом вменяемого административного правонарушения. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу n А61-1647/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|