Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2010 по делу n А25-454/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                 Дело №А25-454/2010

22 сентября 2010 г. 

Апелляционное производство

№16АП-2185/10

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 г.,

полный текст постановления изготовлен 22 сентября  2010 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Афанасьевой Л.В.,

судей Баканова А.П. Мельникова И.М.

при   ведении   протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексановым А.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2010 по делу №А25-454/2010 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике к Управлению по имущественным и земельным отношениям Мэрии г.Черкесска и Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет», третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Микроклимат» о признании недействительным и расторжении муниципального контракта от 19.04.2010 (судья  Хутов Т.Л.),

при участии  в судебном заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике:  не яв.

от Общества с ограниченной ответственностью "Маркет": не яв.

от Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии г.Черкесска: Боташева Е.С.

от Общества с ограниченной ответственностью фирма "Микроклимат": не яв.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике (далее по тексту: истец, УФАС по КЧР) обратилось в суд с иском к Управлению по имущественным и земельным отношениям мэрии г. Черкесска (далее по тексту - ответчик) и Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» в котором содержались требования:   признать размещенный заказ на проведение капитального ремонта мягкой кровли жилых зданий, расположенных в г. Черкесске по ул. У. Алиева, д.31, ул. Парковая, д.21, ул. Октябрьская, д.46 и д. 48, ул. Интернациональная, д.48, недействительным; признать недействительным муниципальный контракт от 19.04.20104 применить последствия недействительности муниципального контракта от 19.04.2010, а именно: обязать Управление по имущественным  и земельным отношениям мэрии г. Черкесска и ООО «Маркет» возвратить все полученное по заключенному контракту.

В качестве третьего лица, участвующего в деле истец указал ООО «Микроклимат».

Определением Арбитражного суда КЧР от 28.04.2010 г. удовлетворено ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР и по настоящему делу приняты обеспечительные меры, выразившиеся в приостановлении действия муниципального контракта от 19.04.2010 г., заключенного между ООО «Маркет» и Управлением по имущественным и земельным отношениям мэрии города Черкесска.

По ходатайству Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии города Черкесска и ООО «Маркет», определением от 21.05.2010г. указанные обеспечительные меры отменены, поскольку основания, по которым были приняты обеспечительные меры, отпали в связи с выполнением обязательств по оспариваемому контракту подрядчиком и принятием этих работ заказчиком.

В ходе судебного разбирательства истец, в порядке ст.49 АПК РФ уточнил исковые требования и с учетом изменений которых, просит суд признать размещенный заказ на проведение капитального ремонта мягкой кровли жилых зданий, расположенных в г. Черкесске по ул. У. Алиева, д.31, ул. Парковая, д.21, ул. Октябрьская, д.46 и д. 48, ул. Интернациональная, д.48, недействительным. От остальных требований истец не отказался.

Решением суда от 12 июля 2010 года  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике в удовлетворении исковых требований о признании размещенного заказа на проведение капитального ремонта мягкой кровли жилых зданий, расположенных в г. Черкесске по ул. У. Алиева, д.31, ул. Парковая, д.21, ул. Октябрьская, д.46 и д. 48, ул. Интернациональная, д.48, и муниципального контракта б/н от 19.04.2010г. недействительными, применения последствий недействительности заключенного между ООО «Маркет» и Управлением по имущественным и земельным отношениям мэрии города Черкесска,  было отказано.

Решение мотивированно тем, что УФАС по КЧР обратился с иском в защиту интересов ООО «Микроклимат», но права и интересы ООО «Микроклимат» не могут быть восстановлены, так как муниципальный контракт исполнен.

Не согласившись с принятым решением, УФАС по КЧР обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и признать размещенный заказ на проведение капитального ремонта мягкой кровли жилых зданий, расположенных в г. Черкесске по ул. У. Алиева, д.31, ул. Парковая, д.21, ул. Октябрьская, д.46 и д. 48, ул. Интернациональная, д.48 недействительным, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

 Указывает, что суд не исследовал обстоятельства нарушения 94-ФЗ, выразившиеся в воспрепятствовании подачи заявки в последний 06.04.2010 и до 8-00 часов 07.04.2010, рабочий день начинался с 8 часов. Суд необоснованно указал на отсутствие нарушенных интересов, сославшись на то, что поскольку контракт исполнен, то права ООО «Микроклимат» не могут быть восстановлены. Допущенные нарушения  ущемляют права и интересы не только потенциальных участников открытого аукциона, но и интересы государства, в частности, экономии бюджетных средств.  Суд допустил процессуальное нарушение, так как назначил рассмотрение дела на 12.07.10, а как следует из текста судебного акта, резолютивная часть решения объявлена 07.07.2010, полный текст решения изготовлен 12.07.2010. Решение суда выслано несвоевременно.

УФАС по КЧР представило ходатайство  о рассмотрении дела без участия их представителя. Суд удовлетворил ходатайство.

Представитель Управление по имущественным и земельным отношениям мэрии г. Черкесска – Боташева Е.С. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, поскольку решение является законным и обоснованным. Считает, что нарушений при проведении аукциона не было допущено, так как помимо передачи документов непосредственно сотруднику, общество могло воспользоваться электронной и факсимильной связью.

ООО «Микроклимат» апелляционную жалобу поддерживает, просит рассмотреть дело без их участия. Ходатайство удовлетворено.

 Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы,   выслушав представителей ответчика, и проверив законность обжалуемого судебного акта  в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики  от 12.07.2010 полежит оставлению без изменения.

 Из материалов дела усматривается.

Муниципальный заказчик – Управление по имущественным и земельным отношениям г. Черкесска  опубликовал  в газете «ЭКСПРЕСС-ПОЧТА» 17.03.2010г. и на сайте «КЧР госзаказ (www.kchrgoszakaz.ru)» 16.03.2010г.   извещение о проведении открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт на проведение капитального ремонта мягкой кровли жилых зданий в г.Черкесске (том 1 л.д. 23) и оформил документацию об аукционе (том 1 л.д.24-41).

Согласно выписке из журнала регистрации заявок (том 1 л.д. 45), зарегистрировался один участник – ООО «Маркет» (том 1 л.д. 45).

Согласно протоколу заседания комиссии по размещению заказа по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе от 07.04.2010 г. (том №1, л.д. 44)  ООО «Маркет» признано единственным участником аукциона, аукцион признан несостоявшимся.

 Между Управлением по имущественным и земельным отношениям г. Черкесска    и ООО «Маркет» был подписан муниципальный контракт б/н от 19.04.2010 г. на основании п. 6 статьи 36  Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (том №1, л.д. 46-47) сроком до 01 июля 2010 года.

Обязательства по контракту исполнены. Выполнение работ, их приемка подтверждены сметами, справками о стоимости выполненных работ, актами о приемке выполненных работ, заключениями о расчетах. Оплата произведена платежными поручениями  № 245 и 246 от 27.04.2010 и  (том 1 л.д.94-156, том 2 л.д. 9-34).

08.04.2010 г. ООО «Микроклимат» подало в УФАС по КЧР    жалобу (том №1, л.д. 15-16)   на неправомерные действия аукционной комиссии  при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта по капитальному ремонту мягкой кровли жилых зданий, расположенных в г. Черкесске по ул. У. Алиева, д.31, ул. Парковая, д.21, ул. Октябрьская, д.46 и д. 48, ул. Интернациональная, д.48.

Решением  УФАС по КЧР от 20.04.2010г. № 664-1/12 жалоба ООО «Микроклимат» признана обоснованной, Управление по имущественным и земельным отношениям г. Черкесска    - нарушившим требование ФЗ «О защите конкуренции», решено выдать предписание и обратиться в суд с заявлением о признании недействительным открытого аукциона и заключенного по его результатам муниципального контракта (том 1, л.д. 48-49).

На основании решения выдано предписание о прекращении нарушений ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» от 20.04.2010 г. № 665-1/12, в котором указано: Управлению по имущественным и земельным отношениям г. Черкесска  не допускать при проведении торгов действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции  (том 1, л.д. 50).

27.04.10 УФАС по КЧР обратился в суд с заявлением.  

  Согласно статье  5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"  под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

 На основании части 3 статьи 57 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа может быть признано судом недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления.

На основании пункта 5.3.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба в том числе осуществляет при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона N 94-ФЗ в результате проведения проверок нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных актов о размещении заказов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе наряду с другими полномочиями обратиться в суд с иском о признании размещения заказа недействительным.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении ВАС РФ от 27 января 2010 № ВАС-18095/09 Федеральный закон N 94-ФЗ  не содержит норм, определяющих то, каким из предусмотренных гражданским законодательством способов защиты оспаривается размещение заказа указанными выше лицами.

Истец избрал способ защиты, предусмотренный статьей 449 ГК РФ – признание торгов недействительными и расторжение контракта. Это следует из текста решения УФАС по КЧР, искового заявления, дополнений к исковому заявлению, апелляционной жалобы.

В соответствии с п.1 ст.449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Лицо, обратившееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушение порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными в случае, если имущественные права и интересы не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, так как целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов.

Истец обратился с иском в защиту прав и интересов ООО «Микроклимат». Права и интересы ООО «Микроклимат» не могут быть восстановлены, так как муниципальный контракт исполнен.

 Довод о том, что  суд не исследовал обстоятельства нарушения норм 94-ФЗ, выразившиеся в воспрепятствовании подачи заявки в последний 06.04.2010 и до 8-00 часов 07.04.2010, рабочий день начинался с 8 часов, подтвердился.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна, в частности, содержать следующие сведения: порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона.

            Частью 6 статьи 35 указанного Федерального Закона предусмотрено, что прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона.

             Как следует из текста извещения (том 1 л.д. 23) и  конкурсной документации (том 1, л.д. 26) срок предоставления заявок указан с 18 марта 2010 с 8 часов по 7 апреля

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2010 по делу n А15-2728/09. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью  »
Читайте также