Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу n А25-171/10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОНЫЙ СУД Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А25-171/10 25 июня 2010 года Вх.16АП-1286/10(1) Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2010 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Фриева А.Л., судей: Белова Д.А., Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Фриевым А.Л., рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2010 по делу № А25-171/2010 по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики к Управлению федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным решения и предписания, при участии представителей сторон: от УФАС по КЧР: Башминова И.А. по доверенности, Матакаев И.И. по доверенности, от Правительства КЧР: не явились, извещено 18.06.2010, просит рассмотреть в отсутствие представителя, от Министерства имущественных и земельных отношений КЧР: не явился, извещено 07.06.2010, У С Т А Н О В И Л: Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее Правительство КЧР) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительным решения от 29.01.2010 и предписания №2 от 29.01.2010 Управления федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее УФАС по КЧР), которым Правительство КЧР обязано прекратить нарушение статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», отменить до 1 марта 2010 постановление №96 от 26.03.2009 «О создании общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая управляющая компания Карачаево-Черкесской Республики». Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2010 заявление Правительства КЧР удовлетворено. Суд признал недействительным решение от 29.01.2010 и предписание №2 от 29.01.2010 УФАС по КЧР. Судебный акт мотивирован тем, что вывод УФАС по КЧР о нарушении принятым Правительством КЧР постановлением №96 от 26.03.2009 о создании общества с ограниченной ответственностью положений антимонопольного законодательства основан на предположениях, поскольку до настоящего времени цели и задачи общества не определены, устав общества не разработан, общество в установленном порядке не зарегистрировано. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что УФАС по КЧР не доказало нарушений антимонопольного законодательства изданием Правительством КЧР постановления №96 от 26.03.2009. Довод УФАС по КЧР о нарушений гражданского законодательства, а именно статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и статьи 7 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», препятствующих участию государственного органа в хозяйствующих субъектах, также отклонен судом, поскольку по смыслу содержания постановления №96 от 26.03.2010 учредителем общества является Карачаево-Черкесская Республика, а не государственный орган. УФАС по КЧР не согласилось с принятым решением суда, в связи с чем подало апелляционную жалобу. В своей апелляционной жалобе заявитель указал, что государственный орган в силу статьи 66 ГК РФ не вправе выступать участником хозяйственного общества. По мнению УФАС по КЧР создание данного общества ООО «Энергетическая управляющая компания Карачаево-Черкесской Республики» и уплата уставного капитала из бюджета республики может привести к ограничению конкуренции, поскольку учредитель может влиять на результаты деятельности общества и продвижение товара на рынке с применением властных полномочий. Правительство КЧР не вправе издавать правовые акты от имени Карачаево-Черкесской Республики в части создания хозяйственных обществ в виду отсутствия таких полномочий. В судебном заседании представители УФАС по КЧР поддержали доводы апелляционной жалобы и просили ее удовлетворить. Представители надлежаще извещенных Правительства КЧР и Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явились. В отзыве на апелляционную жалобу Правительство КЧР просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. Кроме того, Правительство КЧР в отзыве на апелляционную жалобу пояснило, что субъекты Российской Федерации в силу статьи 124 ГК РФ вправе выступать в качестве участников хозяйственных обществ, в том числе и создаваемых не в процессе приватизации. Кроме того, в соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени публично-правовых образований имущественные права осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. В соответствии с утвержденным Правительством КЧР Положением о Министерстве земельных и имущественных отношений КЧР (пункт 3.1.26) министерство выступает от имени Карачаево-Черкесской Республики учредителем создаваемых акционерных общества и иных юридических лиц. Учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства КЧР №96 от 26.03.2009 участником общества является публично-правовое образование в лице Карачаево-Черкесской Республики, данное постановление соответствует требованиям гражданского законодательства. Законодательство не содержит ограничений в отношении участия в хозяйственном обществе непосредственно публично-правового образования от собственного имени. Более того, указанное общество не создано, уставный капитал не оплачен, в качестве юридического лица не зарегистрирован, в связи с чем каких-либо преимуществ данному обществу не создается. Рассмотрев апелляционную жалобу УФАС по КЧР, материалы дела, выслушав доводы представителей УФАС по КЧР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, Правительством КЧР принято постановление №96 от 26.03.2009 «О создании общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая управляющая компания Карачаево-Черкесской Республики», которым решено создать общество с ограниченной ответственностью «Энергетическая управляющая компания Карачаево-Черкесской Республики» с долей Карачаево-Черкесской Республики в уставном капитале 100%; определить размер уставного капитала общества 10 000 рублей. Министерству имущественных и земельных отношений КЧР указано выступить от имени Карачаево-Черкесской Республики учредителем общества; утвердить устав общества в установленном законодательством порядке; оплатить долю Карачаево-Черкесской Республики в уставном капитале в размере 100% из средств республиканского бюджета. УФАС по КЧР пришло к выводу о нарушении принятым постановлением положений антимонопольного законодательства. По мнению УФАС по КЧР государственный орган в силу статьи 66 ГК РФ не вправе выступать участником хозяйственного общества, создание данного общества ООО «Энергетическая управляющая компания Карачаево-Черкесской Республики» и уплата уставного капитала из бюджета республики может привести к ограничению конкуренции, поскольку учредитель может влиять на результаты деятельности общества и продвижение товара на рынке с применением властных полномочий. Правительство КЧР не вправе издавать правовые акты от имени Карачаево-Черкесской Республики в части создания хозяйственных обществ в виду отсутствия таких полномочий. Принятие данного постановления нарушило статью 15 ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, оплата уставного капитала из средств бюджета республики свидетельствует о предоставлении обществу государственной помощи, а также о создании для общества более выгодных условий деятельности на товарном рынке, что запрещено осуществлять без предварительного согласования с антимонопольным органом. В связи с установленным УФАС по КЧР вынесла решение от 29.01.2010, которым Правительство КЧР признано нарушившим статью 15 ФЗ «О защите конкуренции», а также вынесла предписание №2 от 29.01.2010, в соответствии с которым Правительство КЧР в срок до 01.03.2010 обязано отменить Постановление правительства КЧР от 26.03.2009 №96 «О создании общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая управляющая компания Карачаево-Черкесской Республики». Не согласившись с решением и предписанием УФАС по КЧР, Правительство КЧР обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Рассматривая заявление Правительства КЧР, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости его удовлетворения по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 8 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). При рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению. По смыслу указанных разъяснений, а также статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе осуществлять свои полномочия по недопущению нарушения данного закона в сфере отношений, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, вынося решение и предписание о нарушении законодательства о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что нарушение связано именно с ограничением конкуренции. В данном спорном случае УФАС по КЧР указало, что принятие постановления №96 от 26.03.2009 нарушило статью 15 ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, оплата уставного капитала из средств бюджета республики свидетельствует о предоставлении обществу государственной помощи, а также о создании для общества более выгодных условий деятельности на товарном рынке, что запрещено осуществлять без предварительного согласования с антимонопольным органом. Однако, как следует из обстоятельств дела, Правительством КЧР принято постановление №96 от 26.03.2009, однако, как правильно указал суд первой инстанции, цели и задачи ООО «Энергетическая управляющая компания Карачаево-Черкесской Республики» не определены, устав общества не разработан, само общество не зарегистрировано. То есть после принятия постановления каких-либо действий по его реализации не принято. При таких обстоятельствах вывод УФАС по КЧР о том, что для общества будут созданы более выгодные условия деятельности на товарном рынке, носит предположительный характер, и не основан на каких-либо доказательствах. Ссылка УФАС по КЧР на его право принять меры по недопущению ограничения конкуренции не может быть принята судом, поскольку вывод о возможном нарушении конкуренции также должен быть основан на каких-либо доказательствах. Сам по себе факт вынесения постановления о создании общества не предполагает ограничение конкуренции, поскольку цели и задачи создания такого общества не определены. Суд не может предполагать возможное ограничение конкуренции, только лишь исходя из названия общества. Вместе с тем, не могут быть приняты доводы УФАС по КЧР о нарушении гражданского законодательства в части запрета органов государственной власти субъектов на участие в хозяйственных обществах. По смыслу статьи 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации вправе выступать в качестве участников хозяйственных обществ, в том числе и создаваемых не в процессе приватизации. Кроме того, в соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени публично-правовых образований имущественные права осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. Гражданское законодательство, в том числе и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает запрет на участие в обществах только в отношении государственных и муниципальных органов, в отношении публично-правовых образований (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) такой запрет не установлен. Данный вывод также вытекает из смысла пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с которым, в случае, когда учредителем (участником) товарищества, созданного и зарегистрированного до 08.12.1994 в соответствии с ранее действовавшим законодательством, выступил орган местного самоуправления, после введения в действие Кодекса его учредителем (участником) признается муниципальное образование. В соответствии с утвержденным Правительством КЧР Положением о Министерстве земельных и имущественных отношений КЧР (пункт 3.1.26) министерство выступает от имени Карачаево-Черкесской Республики учредителем создаваемых акционерных общества и иных юридических лиц. Учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства КЧР №96 от 26.03.2009 участником общества является публично-правовое образование в лице Карачаево-Черкесской Республики, данное постановление соответствует требованиям гражданского законодательства. Законодательство не содержит ограничений Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу n А22-1434/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|