Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу n А61-130/10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
Шестнадцатый арбитражный
апелляционный суд
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки Дело №А61-130/10 17 июня 2010 года Регистрационный номер апелляционного производства 16АП-1280/10 (1) Резолютивная часть постановления оглашена 15 июня 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2010 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фриева А.Л., судей Белова Д.А. (докладчик), Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Амироковой Я.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Северо-Осетинской таможни на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02.04.10 по делу № А61-130/10 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДА» к Северо-Осетинской таможне о признании незаконным действий таможенного органа и признании незаконным требования № 01-15-14/6848 от 18.12.09, (судья Коптева М.Б.), при участии в судебном заседании: от ООО «ДА»: Баскаева Е.Х. по дов. от 01.06.10, Чистяков С .Н, по дов. от 01.06.10, от Таможни: Гатеев В.М. по дов. от 22.03.10, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "ДА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании незаконным действий Северо-Осетинской таможни (далее - Таможня), выразившиеся в проведении осмотра помещений и территории Общества, оформленного актом №033 от 10.12.2009г. и признании незаконным требования №01-15-14/6848 от 18.12.2009г. о предоставлении бухгалтерских документов и сведений, касающихся деятельности предприятия. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что общество не производило ввоз товаров через пункт пропуска государственной границы Российской Федерации, не находится в зоне таможенного контроля, не осуществляет ни оптовую, ни розничную торговлю ввезенными товарами. Следовательно, действия Таможни являются неправомерными, несоответствующими части 2 статьи 375 Таможенного кодекса Российской Федерации. Решением суда от 02.04.2010 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия Северо-Осетинской таможни, выразившиеся в проведении осмотра помещений и территорий, оформленного актом №033 от 10.12.2009г. и требование Северо-Осетинской таможни №01-1514/6848 от 18.12.2009г. о предоставлении бухгалтерских документов и сведений, касающихся деятельности Общества с ограниченной ответственностью «ДА». Судебный акт мотивирован тем, что должностные лица таможенных органов обладают полномочиями по проведению таможенного контроля в случае перемещения товаров с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, - через таможенную границу Российской Федерации либо в случае нахождения их под таможенным контролем после выпуска товаров, то есть при осуществлении функций и задач, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Не согласившись с таким решением суда, Северо-Осетинская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению таможни, судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что привело к принятию неправомерного решения. Общество с ограниченной ответственностью «ДА» представило отзыв на жалобу, в котором просят оставить решение суда без изменения, полагают, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению. В судебном заседании представитель таможни просил удовлетворить апелляционную жалобу по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе. Представители общества с ограниченной ответственностью «ДА» в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве. Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жалоба таможни не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Северо-Осетинской таможней, на основании предписания №33 от 10.12.2009г. в рамках таможенного контроля был проведен осмотр помещений и территории Общества. По результатам проверки Таможней 10.12.2009г. составлен акт осмотра помещений и территорий №033 и Обществу направлено требование №01-15-14/6848 от 18.12.2009г. о предоставлении бухгалтерских документов и сведений, касающихся деятельности предприятия. Посчитав, что названные ненормативные правовые акты таможенного органа нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания с заявлением о признании незаконными действий Таможни, выразившиеся в проведении осмотра помещений и территорий Общества и признании незаконным требования №01 -15-14/6848 от 18.12.2009г. о представлении бухгалтерских документов и сведений. В соответствии с пунктом 19 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) таможенные органы являются субъектом, осуществляющим таможенный контроль. Согласно статье 14 Таможенного кодекса Российской Федерации объектом таможенного контроля, проводимого в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, являются товары, перемещаемые через границу. В соответствии со статьей 403 Кодекса одной из функций Таможни является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности (пункт 5), а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности (пункт 6). Согласно пункту 1 статьи 361 названного Кодекса, после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами, в соответствии с требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 3 статьи 361 Кодекса). В соответствии со статьей 376 Кодекса, таможенная ревизия, как одна из форм таможенного контроля, установленного главой 35 названного Кодекса, проводится таможенными органами в связи с проверкой факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, и с другой информацией лиц, указанных в данной статье (пункт 1). Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 2 статьи 361 Кодекса). В соответствии с пунктом 3 статьи 376 Кодекса специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у лиц, осуществляющим оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами, при обнаружении данных, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, установленных настоящим Кодексом, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, для проведения специальной таможенной ревизии необходимо наличие двух обязательных условий: - обнаружение данных о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением закона; - наступление последствий, выразившихся в нарушении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством. Из материалов дела следует, что таможенная проверка была проведена на основании служебной записки заместителя начальника таможенного органа от 23.11.2009г №32-3532 о наличии в Таможне информации об осуществлении Обществом незаконной оптовой торговли импортным сырьем (мясо и ингредиенты), а также использовании в производстве иностранного оборудования, ввезенного на территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства. Из письменного отзыва таможни следует, что данная информация получила свое косвенное подтверждение из репортажа по центральному телевидению о возможном незаконном ввозе на территории России, реализации и использовании в производстве продукции иностранного происхождения. То есть, на момент принятия решения о проведении осмотра помещений и территории Общества Таможня располагала единственным документом - служебной запиской от 23.11.2009г., которая не является достоверным доказательством, свидетельствующим о необходимости проведения в отношении Общества таможенного контроля. В соответствии со статьей 366 Кодекса досмотр товаров и транспортных средств и осмотр помещений и территорий являются формами таможенного контроля, и порядок их проведения регламентирован статьями 372, 376 названного Кодекса. Статьей 372 Кодекса предусмотрено, что таможенный досмотр возможен только в отношении товара, находящегося под таможенным контролем, и производится после подачи таможенной декларации. Следовательно, процедура таможенного досмотра связана с таможенным оформлением товаров и производится с целью установления соответствия данных заявленных в декларации в части количества, идентификации товара фактическим данным. Однако Общество, не являясь участником внешнеэкономической деятельности, декларации не подавало, а значит и не могло являться участником процедуры таможенного досмотра. Осмотр помещений и территорий, принадлежащих Обществу, проводился Таможней в соответствии со статьей 375 Кодекса. Согласно пунктам 1, 2 названной статьи, осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. Осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации. Таможенный орган не представил как в суд первой инстанции, так и апелляционный суд доказательств нахождения на территории Общества предполагаемого к продаже товара, находящегося под таможенным контролем, наличия информации о нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенного законодательства. В суде первой инстанции были представлены и исследованы бухгалтерские и коммерческие документы Общества, свидетельствующие о получении сырья и оборудования от российских поставщиков и его таможенном оформлении. Таможенным органом не представлены доказательства того, что обнаруженный в результате проверки товар имел статус товара, находящегося под таможенным контролем, или был ввезен на территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом Российской Федерации. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что действия Таможни по осмотру помещений и территорий Общества являются незаконными. В силу пункта 4 статьи 363 Кодекса в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров, таможенные органы вправе запрашивать, получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами. Согласно пункту 1 статьи 367 Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. В соответствии с пунктом 3 статьи 367 Кодекса при проведении таможенного контроля, таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их предоставления, который должен быть достаточен для этого. Таким образом, при проведении проверки документов и сведений таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения, однако такой запрос должен быть обусловлен объективной необходимостью их представления, мотивировка запроса приводится в его тексте. В основе мотивировки должна лежать цель проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Как следует из материалов дела, в Требовании от 18.12.2009г. о предоставлении документов не указано, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу n А63-17856/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|