Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу n А61-130/10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                                 Дело №А61-130/10

17 июня 2010 года                                                                             Регистрационный номер

апелляционного производства 16АП-1280/10 (1)

Резолютивная часть постановления оглашена 15 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Фриева А.Л.,

судей Белова Д.А. (докладчик), Джамбулатова С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Амироковой Я.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Северо-Осетинской таможни на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02.04.10 по делу № А61-130/10

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДА»

к Северо-Осетинской таможне

о признании незаконным действий таможенного органа и признании незаконным требования № 01-15-14/6848 от 18.12.09, (судья Коптева М.Б.),

при участии в судебном заседании:

от ООО «ДА»: Баскаева Е.Х. по дов. от 01.06.10, Чистяков С .Н, по дов. от 01.06.10,

от Таможни: Гатеев В.М. по дов. от 22.03.10,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "ДА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании незаконным действий Северо-Осетинской таможни (далее - Таможня), выразившиеся в проведении осмотра помещений и территории Общества, оформленного актом №033 от 10.12.2009г. и признании незаконным требования №01-15-14/6848 от 18.12.2009г. о предоставлении бухгалтерских документов и сведений, касающихся деятельности предприятия.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что общество не производило ввоз товаров через пункт пропуска государственной границы Российской Федерации, не находится в зоне таможенного контроля, не осуществляет ни оптовую, ни розничную торговлю ввезенными товарами. Следовательно, действия Таможни являются неправомерными, несоответствующими части 2 статьи 375 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 02.04.2010 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия Северо-Осетинской таможни, выразившиеся в проведении осмотра помещений и территорий, оформленного актом №033 от 10.12.2009г. и требование Северо-Осетинской таможни №01-15­14/6848 от 18.12.2009г. о предоставлении бухгалтерских документов и сведений, касающихся деятельности Общества с ограниченной ответственностью «ДА».

Судебный акт мотивирован тем, что должностные лица таможенных органов обладают полномочиями по проведению таможенного контроля в случае перемещения товаров с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, - через таможенную границу Российской Федерации либо в случае нахождения их под таможенным контролем после выпуска товаров, то есть при осуществлении функций и задач, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Не согласившись с таким решением суда, Северо-Осетинская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению таможни, судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что привело к принятию неправомерного решения.

Общество с ограниченной ответственностью «ДА» представило отзыв на жалобу, в котором просят оставить решение суда без изменения, полагают, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.

В судебном заседании представитель таможни просил удовлетворить апелляционную жалобу по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

Представители общества с ограниченной ответственностью «ДА» в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жалоба таможни не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Северо-Осетинской таможней, на основании предписания №33 от 10.12.2009г. в рамках таможенного контроля был проведен осмотр помещений и территории Общества. По результатам проверки Таможней 10.12.2009г. составлен акт осмотра помещений и территорий №033 и Обществу направлено требование №01-15-14/6848 от 18.12.2009г. о предоставлении бухгалтерских документов и сведений, касающихся деятельности предприятия.

Посчитав, что названные ненормативные правовые акты таможенного органа нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания с заявлением о признании незаконными действий Таможни, выразившиеся в проведении осмотра помещений и территорий Общества и признании незаконным требования №01 -15-14/6848 от 18.12.2009г. о представлении бухгалтерских документов и сведений.

В соответствии с пунктом 19 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) таможенные органы являются субъектом, осуществляющим таможенный контроль.

Согласно статье 14 Таможенного кодекса Российской Федерации объектом таможенного контроля, проводимого в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, являются товары, перемещаемые через границу.

В соответствии со статьей 403 Кодекса одной из функций Таможни является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности (пункт 5), а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности (пункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 361 названного Кодекса, после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса.

Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами, в соответствии с требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 3 статьи 361 Кодекса).

В соответствии со статьей 376 Кодекса, таможенная ревизия, как одна из форм таможенного контроля, установленного главой 35 названного Кодекса, проводится таможенными органами в связи с проверкой факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, и с другой информацией лиц, указанных в данной статье (пункт 1).

Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 2 статьи 361 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 376 Кодекса специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у лиц, осуществляющим оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами, при обнаружении данных, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, установленных настоящим Кодексом, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таким образом, для проведения специальной таможенной ревизии необходимо наличие двух обязательных условий:

-           обнаружение данных о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением закона;

-           наступление последствий, выразившихся в нарушении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством.

Из материалов дела следует, что таможенная проверка была проведена на основании служебной записки заместителя начальника таможенного органа от 23.11.2009г №32-3532 о наличии в Таможне информации об осуществлении Обществом незаконной оптовой торговли импортным сырьем (мясо и ингредиенты), а также использовании в производстве иностранного оборудования, ввезенного на территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства.

Из письменного отзыва таможни следует, что данная информация получила свое косвенное подтверждение из репортажа по центральному телевидению о возможном незаконном ввозе на территории России, реализации и использовании в производстве продукции иностранного происхождения.

То есть, на момент принятия решения о проведении осмотра помещений и территории Общества Таможня располагала единственным документом - служебной запиской от 23.11.2009г., которая не является достоверным доказательством, свидетельствующим о необходимости проведения в отношении Общества таможенного контроля.

В соответствии со статьей 366 Кодекса досмотр товаров и транспортных средств и осмотр помещений и территорий являются формами таможенного контроля, и порядок их проведения регламентирован статьями 372, 376 названного Кодекса.

Статьей 372 Кодекса предусмотрено, что таможенный досмотр возможен только в отношении товара, находящегося под таможенным контролем, и производится после подачи таможенной декларации.

Следовательно, процедура таможенного досмотра связана с таможенным оформлением товаров и производится с целью установления соответствия данных заявленных в декларации в части количества, идентификации товара фактическим данным.

Однако Общество, не являясь участником внешнеэкономической деятельности, декларации не подавало, а значит и не могло являться участником процедуры таможенного досмотра.

Осмотр помещений и территорий, принадлежащих Обществу, проводился Таможней в соответствии со статьей 375 Кодекса. Согласно пунктам 1, 2 названной статьи, осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации.

Таможенный орган не представил как в суд первой инстанции, так и апелляционный суд доказательств нахождения на территории Общества предполагаемого к продаже товара, находящегося под таможенным контролем, наличия информации о нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенного законодательства.

В суде первой инстанции были представлены и исследованы бухгалтерские и коммерческие документы Общества, свидетельствующие о получении сырья и оборудования от российских поставщиков и его таможенном оформлении.

Таможенным органом не представлены доказательства того, что обнаруженный в результате проверки товар имел статус товара, находящегося под таможенным контролем, или был ввезен на территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что действия Таможни по осмотру помещений и территорий Общества являются незаконными.

В силу пункта 4 статьи 363 Кодекса в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров, таможенные органы вправе запрашивать, получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.

Согласно пункту 1 статьи 367 Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 367 Кодекса при проведении таможенного контроля, таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их предоставления, который должен быть достаточен для этого.

Таким образом, при проведении проверки документов и сведений таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения, однако такой запрос должен быть обусловлен объективной необходимостью их представления, мотивировка запроса приводится в его тексте. В основе мотивировки должна лежать цель проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.

Как следует из материалов дела, в Требовании от 18.12.2009г. о предоставлении документов не указано,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу n А63-17856/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также