Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу n А15-136/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                   Дело  № А15-136/2010

02 июня  2010 г

 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 г., полный текст постановления изготовлен 02 июня 2010 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И. (судья-докладчик),

судей Белова Д.А., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.03.2010 по делу №А15-136/2010 по заявлению Роспотребнадзора по Республике Дагестан к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан третье лицо - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (судья Лачинов Ф.С.),

при участии  в судебном заседании:

от Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан – Юнусова М.Г. доверенность от 11.01.2010,

от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан – не явились, извещены (уведомление №540220, 540237),

от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, – не явились, извещены (уведомление №540251, 540268, 540244).

УСТАНОВИЛ:

 

Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан (далее - УФРС по РД, регистрационная служба) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с.Новолак, ул.А.Султана, общей площадью 130,9 м2, имеющее инвентарный номер 82:401:002:00123940:0001:20001.

Решением суда от 10.03.2010 требования Управления удовлетворены. Суд признал незаконным отказ УФРС по РД от 08.12.2009 в государственной регистрации прав Управления на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район с.Новолак, ул.Ахмедхана Султана, общей площадью 130,9 м2, инвентарный номер 82:401:002:00123940:0001:20001. Суд обязал УФРС по РД в месячный срок со дня вынесения настоящего решения осуществить государственную регистрацию прав Управления на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с.Новолак, ул.Ахмедхана Султана, общей площадью 130,9 м2, инвентарный номер 82:401:002: :00123940:0001:20001.

Не согласившись с принятым решением, УФРС по РД обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 10.03.2010 отменить. Заявитель указывает, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило несоответствие представленных документов требованиям Федерального закона от 27.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними», а так же, что Распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - ТУ «Росимущество») от 09.07.2009 №152-р выдано неуполномоченным лицом, так как не имеется доказательств того, что право собственности Российской Федерации возникло до 31.01.1998. В обоснование указанных доводов заявитель ссылается на Выписку из Реестра федеральной собственности от 06.08.2009, в которой указано, что право оперативного управления возникло на основании акта приема-передачи от 01.08.2005. Спорное имущество может являться муниципальной или республиканской собственностью, в связи с чем следовало привлечь муниципальное образование «Шамильский район» и Республику Дагестан к участию в деле в качестве третьих лиц.

В судебном заседании представитель Управления - Юнусов М.Г., против доводов УФРС по РД изложенных в апелляционной жалобе возразил, пояснил, что в ходе боевых действий в сентябре 1999 года был разрушении ряд административных зданий, в связи с чем архив филиала Госсанэпиднадзора не сохранился, о чем предоставил справку и документы для приобщения к материалам дела.

С учетом части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд приобщил представленные доказательства к материалам дела.

УФРС по РД и третье лицо ТУ «Росимущество», в судебное заседание своих представителей не направили, отзыва на апелляционную жалобу не представили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 31.05.2010 до 14 часов 15 минут.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя Управления, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.03.2010 года по делу А15-136/2010 является законным и обоснованным.

Из материалов дела усматривается, что 15.10.2009 Управлением подано заявление в регистрационную службу для государственной регистрации прав на недвижимое имущество - капитальное строение, расположенное по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с.Новолак, ул.А.Султана, общей площадью 130,9 м2, имеющее инвентарный номер 82:401:002:00123940:0001:20001.

Решением регистрационной службы от 08.12.2009 Управлению в государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество отказано.

Основанием для отказа в государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество и сделок с ним послужило, то что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, то есть Распоряжение ТУ «Росимущество», не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

Управление полагая, что отказ в государственной регистрации противоречит требованиям Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на орган, который принял решение.

Согласно п.1 ст.2 Закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав                    на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ).

Согласно статье 9 закона о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 этого же Закона, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В силу ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество              и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии                с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 Закона о регистрации, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя                    в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов,                      за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).

Согласно части 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

При проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом согласно требованиям, установленным ст. 9, 13 Закона о регистрации, осуществляется правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию,             то есть проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных            на регистрацию документов.

В соответствии со статьей 124 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Из материалов дела усматривается что, в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию заявитель представил выписку из реестра федерального имущества от 10.09.2009 №01-1362.

Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В п.5 раздела «Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности» Приложения 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 указаны предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

Соответственно, право собственности Российской Федерации на предприятия                и учреждения санитарно-эпидемиологической службы возникло 27.12.1991. Как следует из справки и технического паспорта.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» имущество учреждений санитарно-эпидемиологической службы (центры Госсанэпиднадзора, расположенные на территории Республики Дагестан), внесено                  в реестр федерального имущества и выданы соответствующие свидетельства о внесении            в реестр федерального имущества (постановление Совета Министров РСФСР                          от 01.07.1991 №375, Указ Президента РСФСР от 03.12.1991, Положение                                   о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 01.07.1991 №375, Совета Министров                       от 01.07.1991 №375, постановление Правительства РФ от 24.07.2000 №554, Положение              о государственной санитарно-эпидемиологической службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 №554).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора (пост. Правительства РФ от 06.04.2004

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу n А63-19882/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также