Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2007 по делу n А63-3328/05-С3. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

 

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                            Дело № А63-3328/05-С3

                                                                                  Рег. № 16АП-1070/07

27 августа 2007 года объявлена резолютивная часть постановления.

31 августа 2007 года постановление изготовлено в полном объеме. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

Председательствующий: Афанасьева Л.В.,

судьи: Жуков Е.В., Цигельников И.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Цигельниковым И.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Трест Агродорстрой»»  на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2007 по делу №А63-3328/05-С3 (судья Гинтовт Е.Н.),

при участии:

от ОАО «Трест Агродорстрой»: Дегтярева О.А.(доверенность от

23.11.2006 №1);

от ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Калмыкия»: Карнычева Н.Г., (доверенность от 24.08.2007), Балзанова Г.Ц., (доверенность от 07.08.2007);

от Комитета по управлению автомобильными дорогами Республики Калмыкия: Стахнов С.С. (доверенность от 13.08.2007);

от Министерства финансов Республики Калмыкия: не явились,

УСТАНОВИЛ:

 

         Государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Калмыкия» /далее - ГУ «Калмдор»/ г. Элиста обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к ОАО «Трест Агродорстрой» г. Ставрополь /далее – Общество/  о взыскании 12794484,19 руб., из которых: 10116 438,19 руб. - основной долг, 2678046 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами. Истец впоследствии уменьшил исковые требования до 7825282 руб., отказавшись в остальной части от иска.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2006 в иске отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо– Кавказского округа от 05.12.2006 решение суда от 31.07.2006 отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебный акт мотивирован тем, что судом первой инстанции не исследована и не дана оценка обстоятельствам, свидетельствующим о прекращении договора в связи с отказом от него заказчика, истечением срока и фактическим прекращением работ подрядчиком. Также судом не был определен круг лиц должных участвовать по делу, не исследован вопрос о привлечении к участию в деле Комитета по управлению автомобильными дорогами Республики Калмыкия /далее – комитет/, не выяснена его позиция по заявленному иску, произошла ли замена стороны (заказчика) в договоре.  

При новом рассмотрении арбитражный суд Ставропольского края привлек к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований Комитет и Министерство финансов Республики Калмыкия /далее – Министерство/.

Решением от 15 июня 2007 года исковые требования удовлетворены частично, с Общества в пользу ГУ «Калмдор» взыскано 7389124,46 руб., из них – 5861025 руб. предоплаты за фактически невыполненные работы,  1528099,46 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами, 48445,62 руб. - государственная пошлина в доход федерального бюджета. В части взыскания 436157, 54 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами отказано.

  Общество обратилось с апелляционной жалобой. Из пояснений представителя Общества с учетом уточнений следует, что Обществом обжалуется часть решения суда первой инстанции, которым взыскана с Общества сумма 7389124 руб. Из апелляционной жалобы и пояснений представителя Общества в судебном заседании усматривается, что Общество считает необоснованными выводы суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательства, также общество не согласно, что его договор с  ГУ «Калмдор» расторгнут последним в одностороннем порядке. По мнению Общества работы выполнялись им должным образом в объеме предоставляемого финансирования. Обязательства по оплате работ, выполняемых Обществом, не исполнялись, что явилось причиной отставания от предусмотренного договором графика выполнения работ. Комитет направил в адрес Общества акт о приостановлении работ (строительства) по договору Общества с ГУ «Калмдор». Акт был подписан и направлен в Комитет, что по мнению Общества является доказательством приостановления действия договора в связи с недостаточным финансированием выполняемых Обществом работ, а не его прекращением или расторжением. Также Общество указало, что ГУ «Калмдор» не имеет права представлять интересы Республики Калмыкия в спорном правоотношении, так как не обладает статусом главного распорядителя бюджетных средств, в связи с чем считает, что иск заявлен ненадлежащим истцом.

  ГУ «Калмдор» представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Считает договор расторгнутым, срок договора истек, поэтому подрядчик обязан возвратить все неиспользованные денежные средства.

  Комитет просит решение суда оставить без изменения.

  Министерство в заседание суда апелляционной инстанции не явилось, надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания. С учетом мнения представителей лиц участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей Министерства.

   Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949ст. ст. 268 – 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 АПК РФ#S, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права,  изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение арбитражного суда отмене в части по следующим основаниям.

  27 июня 2003 года между ГУ «Калмдор» (заказчик) и Обществом (подрядчик) был заключен договор № 06/69 на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Ики – Бурул-Ут-Сала на участке 0-12 км.

Названный договор заключен сторонами по результатам подрядных торгов. Финансирование строительства осуществлялось полностью за счет средств бюджета Республики Калмыкия. Договор является государственным контрактом на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Общая стоимость работ по договору составляла 80924664 рублей.

Как следует из приложения 3 к договору, финансирование строительства должно осуществляться в следующем порядке: в третьем квартале 2003 года – 56500000 руб., в том числе аванс – 16184933 руб., в четвертом квартале 2003 года – 24424664 руб.

Всего заказчик перечислил подрядчику 22000000 руб., из которых 16000000 руб. аванс, 6000000 руб. оплата в счет выполненных работ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, установил, что подрядчик ненадлежащим образом исполнял принятое на себя обязательство, поскольку отсутствует его отчет об использовании всей перечисленной суммы для выполнения подрядных работ. Приостановка работ подрядчиком не была связана с недостаточностью финансирования.

Названный вывод необоснован и опровергается имеющимися в деле доказательствами.

Как следует из материалов дела 01.07.2003 года истцом был перечислен на расчетный счет ответчика аванс в размере 16000000 руб.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации» утвержденными  Протоколом Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Госстрое РФ от 05.10.1999 г. № 12 аванс - денежная сумма, выдаваемая подрядчику в счет предстоящих платежей по договору между заказчиком и подрядчиком, за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Аванс засчитывается либо полностью при окончательном расчете, либо частями при оплате отдельных партий материальных ценностей или этапов работ.

Приказом Минэкономики РФ от 30.09.1997 N 117 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) – (конкурсной документации)» установлено, что подрядчик должен использовать средства авансового платежа на оплату оборудования, установок, материалов и расходов на их мобилизацию, требуемых конкретно для выполнения контракта. Авансовый платеж погашается посредством вычета пропорциональных сумм из сумм платежей, причитающихся подрядчику согласно графику завершения определенного процента работ на оплачиваемой основе.

Обществом (подрядчиком) представлены документы, подтверждающие целевое использование средств авансового платежа -  договоры субподряда, платежные поручения о перечислении авансов субподрядчикам,  договоры на приобретение строительных материалов и ГСМ, платежные поручения, счета – фактуры, товарно – транспортные накладные на приобретенные материалы.  

В материалах дела имеется письмо Общества  от 30.07.2003 года № 01/81 (т.4,л.д.40) в адрес ГУ «Калмдор» об использовании аванса 16000000 руб. В письме Общества от 30.11.2004 года № 01/76 (т. 4, л.д.41)  в адрес ГУ «Калмдор» также содержится информация о расходовании средств авансового платежа. Аналогичное письмо Обществом направлено в адрес Комитета РК № 01/68 от 30.09.2004 года (т. 4, л.д. 42).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Обществом предоставлялись отчеты об использовании аванса. Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что требования о предоставлении документов, в целях осуществления контроля за целевым использованием средств ГУ «Калмдор» Обществу не направлял.

Суд апелляционной инстанции, исследовав документы имеющиеся в деле считает, что авансовый платеж подрядчиком израсходован по целевому назначению на оплату ресурсов и материалов, необходимых для исполнения обязательств по договору от 27.06.2003 № 06/69.    Доказательств расходования средств авансового платежа на иные цели в материалах дела не имеется.

Представленными документами подтверждается использование Обществом авансового платежа в полном объеме в третьем квартале 2003 года. Общество приступило к выполнению работ по договору от 27.03.2004 № 06/69 после получения аванса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (статья 746 Кодекса).

Согласно пункту 13.4 названного договора промежуточные расчеты между ГУ «Калмдор» и Обществом за выполненные работы производятся в 20 дневный срок после оформления приемо–сдаточных актов в пределах взаимосогласованного графика финансирования работ по объекту   (Приложение 2). Графиком финансирования предусмотрена оплата 56500000 руб. в третьем квартале 2003 года.

Таким образом, стороны согласовали порядок расчета за выполненные работы вне зависимости от 100% готовности объекта.

В соответствии с п. 1.2. договора подряда Общество обязуется выполнить все работы по строительству объекта в объеме и сроки определенные в графике производства работ (приложение 2).

         Как следует из календарного графика производства работ в июле 2003 года Общество должно было на всей протяженности дороги выполнить подготовительные и земельные работы, а также работы по устройству покрытия, устройству основания на участке 0 – 1 километр.

         31.07.2003 между сторонами подписан акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ, в соответствии с которой стоимость работ за июль 2003 года составила 7461723 рублей.

         Обществом 31.07.2003 года выставлена счет–фактура № 125 на сумму 7461723 рублей за выполненные работы.

         Платежным поручением № 907 от 20.08.2003 ГУ «Калмдор» оплатило Обществу 2000000 рублей, назначение платежа – согласно сч. № 125 от 31.07.2003 за выполненные работы по строительству автодороги Ики – Бурул – Ут – Сала км 0-12 км.

         29.08.2003 между сторонами подписан акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ, в соответствии с которой стоимость работ за август 2003 года составила 5713236 рублей.

         Подрядчиком выставлен счет № 152 от 29.08.2003.

         В 20 дневный срок установленный в договоре оплата выполненных работ произведена не была. 15.10.2003 года ГУ «Калмдор» по счету № 152 от 29.08.2003 перечислило подрядчику 4 000 000 рублей за выполненные в августе работы.

         29.09.2003 между сторонами подписан акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ, в соответствии с которой стоимость работ за сентябрь 2003 года составила 979108 руб. Выставлен счет № 38 от 30 сентября 2003 года. Работы в срок установленный в договоре ГУ «Калмдор» не оплачены.

19.09.2003 года Обществом направлено в адрес ГУ «Калмдор» письмо в котором просит в связи с погодными условиями и ненадлежащим финансированием приостановить строительство дороги в сентябре 2003 года. Ответ на указанное письмо не получен.

         В октябре 2003 года Обществом выполнены работы на сумму 1558399 руб., в ноябре 2003 года - на сумму 426509 руб.

         Выполненные в октябре – ноябре 2003 года работы также не оплачены.

         Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ГУ «Калмдор» в нарушение условий договора и графика финансирования осуществлялось ненадлежащие финансирование объекта строительства, что повлекло нарушение сроков выполнения работ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Пунктом 17.3 договора установлено, что если ГУ «Калмдор» не выполнит в срок свои обязательства, предусмотренные настоящим договором и это приведет к задержке выполнения работ по строительству объекта, то Общество имеет право на продление срока реконструкции на соответствующий период и на освобождение на этот период от уплаты штрафа за просрочку сдачи объекта в эксплуатацию. Как следует из п. 16.2. договора ГУ «Калмдор» в случае неоплаты выполненных работ в оговоренные договором сроки (п. 13.4) оплачивает Обществу штраф в размере 0,01 % за каждые 10 дней просрочки.

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2007 по делу n А25-790/06-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также