Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007 по делу n А20-3467/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2 т. (879-34) 6-03-31

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                        Дело № А20-3467/2006

                                                               Апелляционное производство № 16АП-282/07(2)

24 августа 2007 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2007 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2007 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего    Баканова А. П.,

судей: Сулейманова З. М., Казаковой Г. В.

при ведении протокола судьей Сулеймановым З. М.,

при участии в судебном заседании представителей:

Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР Хакуловой Л. Р.  (доверенность от 21 января 2007 года),

Местной администрации г. Нальчика Павленко В. П. (доверенность от 21 августа 2007 г.), Тапова Р. В. (доверенность от 29 мая 2007 года),

рассмотрев апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.03.2007 г. по делу № А20-3467/2006 (судья Браева Э. Х.),

УСТАНОВИЛ:

 

Местная администрация города Нальчика (далее - администрация) обратилась в Арбит­ражный суд КБР с заявлением о признании недействительными решения от 16.10.06 № 06/76-06, предписания от 16.10.06 № 06/76-06 и от 16.11.06 № 06/76-06, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по КБР (да­лее - управление).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.03.2007 заявленные требования удовлетворены, решение от 16.10.06 № 06/76-06 , предписание от 16.10.06 № 06/76-06, а также предписание от 16.11.06 № 06/76-06, вынесенные Управле­нием Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике в связи с несоответствием Закону «Об ограничении конкуренции и монополистической деятельности» признаны недействительными.

Суд, принимая решение, исходил их того, что администрацией решение вынесено в пределах полномочий, предоставленных ей законом, и не нарушает законодательство о конкуренции, поскольку не препятствует лицам, осуществляющим деятельность на рынке транспортных услуг заниматься этой деятельностью посредством участия в исполнении муниципального заказа на обслуживание регулярных маршрутов.

Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР не согласно с принятым решением и обжаловало его в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, указав в совей жалобе, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также при неправильном применении норм материального права. Считает, что перевозчики, с которыми были заключены договора, при отсутствии у сторон оснований для расторжения договора, имели право на их пролонгацию. Проведение конкурса на уменьшение квот лишило бы перевозчиков, с которыми уже заключены договоры, этого права. Указывает в жалобе, что в основе определения интенсивности движения средств общественного транспорта, не может лежать ограничение, предусмотренное в примечании к пункту 6.27 СНиП 02.07.01-89. На этом основании управление не признало представленные расчеты интенсивности движения по маршрутам, на которые объявлен конкурс на уменьшение квот обоснованными. Считает ссылку суда на данные расчеты необоснованной. Проведение конкурса на уменьшение квот, которое неизбежно повлечет вытеснение с рынка ряда хозяйствующих субъектов, является ограничением конкуренции и, следовательно, недопустимо. По мнению управления, администрацией города при реализации своих полномочий были нарушены положения Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в частности, имело место необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов. Просит обжалуемое решение от 07.03.2007 отменить.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель управления Хакулова Л. Р. апелляционную жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней. Просила решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.03.2007 г. отменить.

В судебном заседании представители администрации Павленко В. П. и Тапов Р. В., считая обжалуемое решение законным и обоснованным, с апелляционной жалобой не согласились. Просили оставить ее без удовлетворения, решение суда от 07.03.07 г – без изменения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 266-271 АПК РФ, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, пояснений сторон, материалов дела, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.03.2007 г. надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Главой местной администрации г. Нальчика издано постановление от 4 июля 2006 года №867 «О муниципальном заказе на обслуживание муниципальной маршрутной сети городского округа Нальчик» (далее - постановление № 867), согласно которому в связи с необходимостью приведения в соответствие спроса и предложения объема транспортных услуг, в целях реализации прав отдельных категорий пассажиров на меры социальной поддержки, обеспечения равной доступности граждан ко всем видам пассажирского транспорта во всех районах города, повышения безопасности дорожного движения в го­родском округе Нальчик постановлено:

1.  Установить                муниципальный              заказ               на обслуживание муниципальной маршрутной сети по качественным и количественным характеристикам подвижного состава (I этап) согласно приложению.

К первому этапу отнести магистральные автобусные маршруты и маршруты, соеди­няющие город Нальчик с селениями Белая Речка, Кенже, Хасанья.

2.  В связи с изменением муниципального заказа объявить в соответствии с Положением о порядке привлечения физических и юридических лиц к обслуживанию городских пассажирских перевозок общего пользования в г. Нальчике, утвержденным Постановлением главы администрации г. Нальчика от 5 марта 2005 года N 266, конкурс на уменьшение квот привлеченного транспорта, действующего на муниципальной маршрутной сети согласно установленному муниципальному заказу.

На основании постановления № 867 от 04.07.06 был объявлен и 15.09.06 проведен конкурс по муниципальному заказу на обслуживание муни­ципальной маршрутной сети городского округа Нальчик.

Указанным постановлением, установлены ограничения количества единиц маршрутных такси (типа «Газель») на 10 маршрутах.

Из представленных в суд доказательств следует, что до проведения конкурса на маршрутах №№ 2, 5, 6, 11, 14, 17, 3, 13, 19, 23 было установлено 603 квоты, из которых 246 квот были закреплены за частными предпринимателями, а 357 квот - за 11-ью юридическими лицами; на указан­ных маршрутах в основном функционировали маршрутные такси типа «Газель».

Согласно приложению к постановлению № 867, администрацией г. Нальчика установлен муниципальный заказ на десять указанных выше мар­шрутов, которым установлено количество транспортных средств и типы автобусов, ко­торые должны обеспечить вышеуказанные задачи. При этом происходит уменьшение ко­личества транспорта малой вместимости и увеличение доли транспорта большой вмести­мости.

Пунктом 4 данного постановления субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим пассажирские перевозки на указанных 10 маршрутах с использованием автобусов особо малого класса типа «Газель», рекомендовано принять участие в испол­нении   муниципального    заказа   на   обслуживание регулярных маршрутов.

В августе 2006 года в Кабардино-Балкарское УФАС России поступило заявле­ние об ограничении доступа субъектов малого предпринимательства на рынок пасса­жирских перевозок за подписью членов Координационного Совета некоммерческих и общественных организаций КБР (далее - Координационный совет).

Рассмотрев заявление членов Координационного Совета некоммерческих и общественных организаций КБР, а также иные материалы дела, представленные сторонами, руководствуясь пунктом 1 статьи 27 За­кона РСФСР  «О  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности  на товарных рынках» (далее – Закон о конкуренции), Комиссией Управле­ния Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Закона о конкуренции в отношении главы местной администрации г. Нальчика.

По результатам рассмотрения дела, управлением было вынесено решение от 16.10.06 № 06/76-06, которым признало главу местной администрации города Нальчика нару­шившим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках»; предписанием от 16.10.06 № 06/76-06 главе администрации города Нальчика предписано до 26.10.06 прекратить нарушение пункта 1 статьи 7 указанного закона, выразившего в издании постановления от 04.07.06 № 867 «О муниципальном заказе на обслуживание муниципальной сети городского округа Нальчи­ка», путем отмены указанного постановления.

Предписанием от 16.11.06 № 06/76-06 управлением срок исполнения предписания был продлен до 15.12.06.

Администрация обжаловала указанные ненормативные акты, считая их неправо­мерными.

Приведенные обстоятельства управление считает нарушением пункта 1 статьи 7 Закона о конкуренции, поскольку последствием проведения конкурса на уменьшение квот неизбежно будет являться расторжение действующих между Заказчиком и Исполнителем (перевозчиками) договоров.

В силу Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», а также Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения.

К тому же, аналогичные понятия содержатся в Законе КБР от 25.05.2001 г. № 44-РЗ «Об автомобильном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования», согласно которого пассажирские перевозки по республиканской и муниципальным маршрутным сетям осуществляются на основании государственных (муниципальных) контрактов на перевозку пассажиров. В соответствии с пунктом 1.1. указанной статьи Правительство КБР и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий определяют потребности населения в перевозках соответственно по государствен­ному, муниципальному заказу. При этом государственные (муниципальные) зака­зы реализуются на конкурсной основе. Конкурсная комиссия создается соответствую­щим органом исполнительной власти КБР (органом местного самоуправления). Условия проведения конкурса определяются заказчиком, т.е. уполномоченным органом государст­венной власти или органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 августа 2004 г. N 258-ПП "Об организации перевозок пассажиров автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом в КБР " (далее - постановление № 258-ПП) установлено, что

-    организация обслуживания населения на регулярных маршрутах осуществляется посредством формирования и размещения государственных (муниципальных) заказов ли­бо с использованием иных форм, если таковые предусмотрены законодательством Рос­сийской Федерации (п.2.2);

-    государственный (муниципальный) заказ формируется уполномоченным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), являющимся единым заказ­чиком; заказчиками на обслуживание регулярных маршрутов пассажирских перевозок яв­ляются на городские маршруты - местные администрации (муниципалитеты) городов КБР (п.2.3);

-    заказчик транспортного обслуживания населения выполняет, в том числе следую­щие функции: определение требований к вместимости и интервалам движения транспорт­ных средств на каждом маршруте, а также к их количеству; размещение на конкурсной основе государственного (муниципального) заказа с определением для каждого маршрута количественных и качественных показателей транспортных услуг; проведение монито­ринга пропускной способности уличной и дорожной сети, их загруженности, состояния дорожного покрытия и сооружений на пути следования транспортных средств (мосты, пу­тепроводы, железнодорожные переезды и др.), условий, характеризующих безопасность дорожного движения; утверждение паспортов маршрутов и расписаний движения транс­портных средств; установление параметров транспортных средств, критериев отбора пе­ревозчиков (вместимость, срок эксплуатации транспортных средств, профессиональная пригодность водителя и т.д.) (п. 3.1).

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значе­ния.

Следовательно, орган местного самоуправления в целях обеспечения транспортного обслуживания населения, а также соблюдения прав населения на жизнь и здоровье, на свободу передвижения, в частности путем использования личного автомобильного транспорта, вправе, исходя из данных об интенсивности дорожного движения и пропускной способности автомобильных дорог, проводить конкурс на право осуществления пасса­жирских перевозок по автобусному маршруту, проходящему в пределах данного муници­пального образования и не отнесенным к муниципальным нуждам.

Порядок проведения такого конкурса кроме перечисленных выше Закона КБР №44-РЗ, постановления Правительства КБР от 20 августа 2004 г. N 258-ПП "Об организации перевозок пассажиров автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом в КБР ", регламентируется также постановлениями главы администрации города Нальчика от 05.03.2005 №266 «Об организации перевозок пассажиров автомобильным и электрическим пассажирским транспортом в городе Нальчике», от 04.07.06

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007 по делу n  А63-2111/07-С3. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также