Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2010 по делу n А61-971/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело №А61-971/09 11 мая 2010 года Вх.16АП-827/10 (1) 05 мая 2010 года объявлена резолютивная часть постановления. 11 мая 2010 года постановление изготовлено в полном объеме. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи: Фриева А.Л., судей: Белова Д.А., Джамбулатова С.И., при ведении протокола секретарём судебного заседания Амироковой Я.Х., рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.03.2010 по делу №А61-971/09 по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» к администрации местного самоуправления Моздокского района, Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Серверная Осетия-Алания, Министерству финансов в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Северная Осетия-Алания, третьи лица – Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания о взыскании 333 638,50 рублей,, в судебное заседание явились: от ОАО Электроэнергетики и электрификации «Севкавказэнерго» - Валиахметова Е.М. по доверенности от 12.01.2010, от Правительства РСО-Алания - Галуев А.Д. по доверенности от 24.11.2009, от АМС Моздокского района - Махонин С.С. по доверенности от 02.06.2009, от Минфина РФ в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Северная Осетия-Алания - Арчинова В.И. (доверенность от 25.01.2010), от Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания - Сугаров С..Р. по доверенности№1597 от 25.12.2009, от Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - не явились, извещено 05.04.2010, У С Т А Н О В И Л:
ОАО энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РСО- Алания с иском к АМС Моздокского района и Республике Северная Осетия- Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания о взыскании 333 638,5 рублей убытков, образовавшихся в результате предоставления в период с 01.10.2006 по 31.12.2008 отдельным категориям граждан льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Законом РСО-Алания «О семейной политике в РСО-Алания» от 02.12.1997. Определениями Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.06.2009, 10.07.2009 и 14.08.2009 к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Правительство РСО-Алания, Министерство труда и социального развития РСО-Алания, а также суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейство по РСО-Алания (далее – казначейство). Заявленные требования мотивированы не исполнением обязательств по возмещению расходов, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. №92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило заявленные требования, согласно которым просило взыскать с ответчиков 25 002 693,15 рублей, убытков, возникших в связи с предоставлением с 01.01.2006 по 01.10.2009 отдельным категориям граждан (многодетным семьям), проживающим на территории РСО-Алания льгот по уплате электрической энергии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.03.2010 по делу №А61-971/09 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества 25 002 693,15 рублей, в иске к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания и Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт причинения убытков подтвержден документально. Не согласившись с данным определением суда, казначейство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества 25 002 693,15 рублей, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказать. Заявитель считает, что обязанность финансирования выпадающих доходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, возложена на Минфин РСО-Алания. По мнению заявителя суд первой инстанции не выяснил все обстоятельства имеющие значения для дела. В судебном заседании представители казначейства и АМС Моздокского района РСО-Алания поддержали доводы изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции, а апелляционную жалобу - удовлетворить. Представители общества, правительства и Министерства Финансов РСО-Алания возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения. Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Апелляционный суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное разбирательство в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания. Правильность решения суда от 02.03.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления принятого решения суда первой инстанции без изменения по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, общество, являясь гарантирующим поставщиком, действующим на территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществляло подачу электроэнергии населению Республики Северная Осетия-Алания в период с 01.01.2006 по 30.09.2009. При оплате электрической энергии многодетными семьями, проживающими на территории Республики Северная Осетия-Алания, на основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" общество предоставляло льготы в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. В связи с предоставлением установленных льгот у истца возникли убытки в виде неполученных доходов в сумме 25 002 693,15 рублей. Не получив возмещения предоставленных скидок, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции). В то же время в случае отсутствия федерального закона, регулирующего определенную сферу правоотношений, Президент России вправе издать нормативный указ по данному вопросу, не нарушая при этом требования части 3 статьи 90 Конституции, согласно которой правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти краев и областей предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением и электроэнергией. Довод казначейства о том, что обязанность финансирования выпадающих доходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, возложена на Минфин РСО-Алания, обосновано отклонен судом первой инстанции, поскольку источник финансирования этих льгот в Указе не определен. Изданное Министерством финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в его исполнение Письмо N 1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", в пункте 2 которого указано о том, что дополнительные затраты, возникающие при реализации вышеназванных льгот компенсируются из средств местных бюджетов, решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 по делу N ГКПИ03-139 в этой части признано недействующим. Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения. Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета. Ссылка Министерства финансов России на законодательные акты РСО-Алания, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции. В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом порядок согласования распределения и закрепления расходов должен определяться Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно Закону РСО-Алания от 02.12.1997 №15-3 установленная обязательным для исполнения субъектами Российской Федерации Указом Президента РФ от 05.05.1999 №431 льгота для многодетных семей, аналогична льготе указанной в Указе - в размере не ниже 30% от стоимости услуги, дополнительной льготы на региональном уровне не установлено. В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам. Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов. В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением. Указанные в доходах бюджета «Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №861 «Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции» не предусматривают финансирование льгот по категории «многодетные семьи». В законах о бюджете Республики Северная Осетия-Алания за 2006, 2007 и 2008 годы денежные средства на возмещение организациям, предоставляющим по льготной цене коммунальные услуги гражданам категории «многодетные семьи» не предусматривались. Более того, казначейство не представило доказательств свидетельствующих об обеспечении субъекта Федерации – Республику Северная Осетия–Алания финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2010 по делу n А22-39/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|