Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2010 по делу n А61-971/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                           Дело №А61-971/09

11 мая  2010 года                                                                                    Вх.16АП-827/10 (1)

05 мая  2010 года объявлена резолютивная часть постановления.

11 мая  2010 года постановление изготовлено в полном объеме. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Фриева А.Л.,

судей: Белова Д.А., Джамбулатова С.И.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Амироковой Я.Х.,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.03.2010 по делу №А61-971/09 по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» к администрации местного самоуправления Моздокского района, Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Серверная Осетия-Алания, Министерству финансов  в лице Управления Федерального Казначейства  по Республике Северная Осетия-Алания, третьи лица – Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания о взыскании 333 638,50 рублей,,

в судебное заседание явились:

от ОАО Электроэнергетики и электрификации «Севкавказэнерго» - Валиахметова Е.М. по доверенности от 12.01.2010,

от Правительства РСО-Алания - Галуев А.Д. по доверенности от 24.11.2009,

от АМС Моздокского района - Махонин С.С. по доверенности  от 02.06.2009,

от Минфина РФ в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Северная Осетия-Алания - Арчинова В.И. (доверенность от 25.01.2010),

от Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания - Сугаров С..Р. по доверенности№1597  от 25.12.2009, 

от Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - не явились,  извещено 05.04.2010,

У С Т А Н О В И Л:

 

ОАО энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РСО- Алания с иском к АМС Моздокского района и Республике Северная Осетия- Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания о взыскании 333 638,5 рублей  убытков, образовавшихся в результате предоставления в период с 01.10.2006 по 31.12.2008 отдельным категориям граждан льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Законом РСО-Алания «О семейной политике в РСО-Алания» от 02.12.1997.

Определениями Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.06.2009, 10.07.2009 и 14.08.2009 к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора  привлечены: Правительство РСО-Алания, Министерство труда и социального развития РСО-Алания,  а также суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейство по РСО-Алания (далее – казначейство). Заявленные требования мотивированы не исполнением  обязательств  по возмещению расходов, связанных с  реализацией Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. №92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило заявленные требования, согласно которым просило взыскать с ответчиков 25 002 693,15 рублей, убытков, возникших в связи с предоставлением с 01.01.2006 по 01.10.2009 отдельным категориям граждан (многодетным семьям), проживающим на территории РСО-Алания льгот по уплате электрической энергии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.03.2010 по делу №А61-971/09 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества  25 002 693,15 рублей, в иске к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания и Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт причинения убытков подтвержден документально.

Не согласившись с данным определением суда, казначейство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить  в части   взыскания с взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества  25 002 693,15 рублей, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказать. Заявитель считает, что обязанность финансирования  выпадающих доходов  организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, возложена на Минфин РСО-Алания.  По мнению заявителя суд первой инстанции  не выяснил все обстоятельства имеющие значения для дела. В судебном заседании  представители казначейства  и АМС Моздокского района РСО-Алания поддержали доводы изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции,  а апелляционную жалобу - удовлетворить. 

Представители общества, правительства и Министерства Финансов РСО-Алания возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Апелляционный суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное разбирательство в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания.

Правильность решения суда от 02.03.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления принятого решения суда первой инстанции без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество, являясь гарантирующим поставщиком, действующим  на территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществляло подачу  электроэнергии  населению Республики Северная Осетия-Алания в период с 01.01.2006 по 30.09.2009. При оплате электрической энергии многодетными семьями, проживающими на территории Республики Северная Осетия-Алания, на основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" общество  предоставляло  льготы в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

В связи с предоставлением установленных льгот у истца возникли убытки в виде неполученных доходов в сумме 25 002 693,15 рублей. 

Не получив возмещения предоставленных скидок, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции). В то же время в случае отсутствия федерального закона, регулирующего определенную сферу правоотношений, Президент России вправе издать нормативный указ по данному вопросу, не нарушая при этом требования части 3 статьи 90 Конституции, согласно которой правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти краев и областей предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением и электроэнергией.

Довод казначейства о том, что обязанность финансирования  выпадающих доходов  организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, возложена на Минфин РСО-Алания, обосновано отклонен судом первой инстанции,  поскольку источник финансирования этих льгот в Указе не определен. Изданное Министерством финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в его исполнение Письмо N 1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", в пункте 2 которого указано о том, что дополнительные затраты, возникающие при реализации вышеназванных льгот компенсируются из средств местных бюджетов, решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 по делу N ГКПИ03-139 в этой части признано недействующим.

Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.

Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

Ссылка Министерства финансов России на законодательные акты РСО-Алания, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции.

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом порядок согласования распределения и закрепления расходов должен определяться Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону РСО-Алания от 02.12.1997  №15-3 установленная обязательным для исполнения субъектами Российской Федерации Указом Президента РФ от 05.05.1999 №431 льгота для многодетных семей, аналогична льготе указанной в Указе - в размере не ниже 30% от стоимости услуги, дополнительной льготы на региональном уровне не установлено.

В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.

Указанные в доходах бюджета «Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №861 «Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции» не предусматривают финансирование льгот по категории «многодетные семьи».

В законах о бюджете Республики Северная Осетия-Алания за 2006, 2007 и 2008 годы денежные средства на возмещение организациям, предоставляющим по льготной цене коммунальные услуги гражданам категории «многодетные семьи» не предусматривались. Более того, казначейство  не представило доказательств свидетельствующих об обеспечении субъекта Федерации – Республику Северная Осетия–Алания финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2010 по делу n А22-39/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также