Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу n А25-1672/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                 Дело  № А25-1672/2009

09 апреля 2010 г

 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2010 г., полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2010 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.В. (судья-докладчик),

судей Баканова А.П., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексановым А.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2009 по делу №А25-1672/2009 по заявлению открытого акционерного общества «РусГидро» к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании решения недействительным (судья Гришин С.В.),

при участии  в судебном заседании:

от заявителя:  Поляков Е.С. по доверенности от 25.12.2009,

от Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике: не явились, извещены (уведомления №52618, №526619),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «РусГидро» (далее - общество) 28.10.2009 обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением от 27.10.2009 №01/51 к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения Управления о проведении повторной выездной налоговой проверки № 136 от 30.09.2009. Дело присвоен номер А25-1672/2009.

03.11.2009 общество обратилось с заявлением о признании незаконным требования должностных лиц Управления о представлении документов (информации) №1. Делу присвоен номер А25-1707/2009.

Определением суда от 04.12.2009 в порядке части 2 статьи 130 АПК РФ арбитражные дела №А25-1672/2009 и №А25-1707/2009 объединены в одно производство, делу присвоен номер А25-1672/2009.

Решением суда от 25.12.2009 признаны недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Управления от 30.09.09 №136 о проведении повторной выездной налоговой проверки общества и требование о представлении документов (информации) №1. Судебный акт мотивирован тем, что при назначении повторной выездной налоговой проверки нарушены требования Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку налоговый орган вышел за пределы предоставленных ему полномочий, в связи с чем, оспариваемые ненормативные акты являются незаконными и нарушают права общества.

Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель указывает, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 89 НК РФ Управление вправе назначить повторную выездную налоговую проверку в порядке контроля за налоговой инспекцией, ранее проводившей выездную налоговую проверку. Считает, что требование о представлении документов  должно быть исполнено, а повторное представление документов не является обязательным.

От Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Суд удовлетворил ходатайство.

Общество в отзыве просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность выводов суда, изложенных в решении. Общество считает, что Управление не вправе выносить в отношении него решение о проведении выездной налоговой проверки, поскольку общество состоит на учете в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по крупнейшим налогоплательщикам. Выставление требования о представлении документов (информации) №1 сроком исполнения в 10 дней влечет финансовые потери общества. Кроме того, подлинники истребованных документов ранее представлялись при проведении первичной выездной налоговой проверки в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Представитель общества  - Поляков Е.С. доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2009 по делу №А25-1672/2009 является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «Зеленчукские ГЭС» провело реорганизацию в форме присоединения к  ОАО «ГидроОГК», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) от 09.01.2008 №10481А (л.д.16-18 том 1), свидетельством о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 09.01.2008, серия 24 №004379567,  свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о реорганизации ОАО «ГидроОГК» в форме присоединения от 09.01.2008, серия 24 №004379568

В дальнейшем ОАО «ГидроОГК» преобразовано в ОАО «РусГидро», что подтверждено Уставом общества  и свидетельством серии 38 №002611189 (л.д.59 том 1).

ОАО «РусГидро» является крупнейшим налогоплательщиком, состоящим на учете в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4,  что подтверждается уведомлением от 21.07.2008.

В соответствии с Перечнем филиалов и представительств ОАО «РусГидро» к Уставу ОАО «РусГидро» в Карачаево-Черкесской Республике образован Карачаево-Черкесский филиал ОАО «РусГидро».

В связи с реорганизацией ОАО «Зеленчукские ГЭС» в форме присоединения к  ОАО «ГидроОГК» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Карачаево-Черкесской Республике была проведена выездная налоговая проверка  общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления): налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога и транспортного налога за период с 01.01.2006 по 31.12.2003; налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по октябрь 2007 года; водного налога за период с 01.01.2006 по 30.09.2007; единого социального налога за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

 По итогам  выездной налоговой проверки и рассмотрения результатов составлен акт выездной налоговой проверки от 03.04.2008 №83, вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.05.2008 №74, которым начислены налоги, пени, штрафы  (л.д.84-113 том 2).

На  решение от 13.05.2008 №74 была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Решением Управления от 27.06.2008 №49 апелляционная жалоба удовлетворена в части, обжалуемое решение № 74 изменено в части взыскания недоимки по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. 

 30.09.2009 Управлением было принято решение №136 о проведении повторной выездной налоговой проверки ОАО «РусГидро» в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 89 НК РФ в порядке контроля за деятельностью Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Карачаево-Черкесской Республике по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2006 по 31.10.2007; налога на прибыль организаций, налога на имущество, земельного налога, транспортного налога, единого социального налога и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2006; водного налога за период с 01.01.2006 по 30.06.2007; налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

Общество обжаловало решение налогового органа от 30.09.09 №136 и выставленное на его основании требование о представлении документов (информации) №1 в судебном порядке как нарушающие его права и законные интересы.

Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ налоговый орган вправе проводить повторные выездные налоговые проверки независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим налоговым органом. При этом не признаются повторными самостоятельные выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика.

Следовательно, повторная проверка назначается в отношении уже проверенного налогоплательщика по уже проверенным налогам за проверенный период.

При проверке на соответствие НК РФ оспариваемых решения и требования установлено следующее.

Согласно статье 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со статьей 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами; налоговые органы; таможенные органы.

В силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налоговой и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Как следует из пункта 2 статьи 11 НК РФ, под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Частью 3 статьи 49 ГК РФ установлено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого реестра юридических лиц.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что запись о прекращении деятельности ОАО «Зеленчукские ГЭС» внесена в ЕГРЮЛ 09.01.2008.

Следовательно, с указанной даты - 09.01.2008 ОАО «Зеленчукские ГЭС» не является самостоятельным участником налоговых правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Управление не доказало наличие оснований для проведения повторной выездной проверки общества и соблюдение порядка, предусмотренного статьей 89 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.  В пункте 2 статьи 89 НК РФ указано, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 89 НК РФ. Абзацем вторым данной нормы установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В данном случае заявитель - ОАО «РусГидро», относится к категории крупнейших налогоплательщиков и состоит на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 и не подпадает под юрисдикцию Управления.

Для проведения повторной выездной налоговой проверки законодатель не делает исключений из указанного правила о территориальной юрисдикции налоговых органов, уполномоченных осуществлять налоговый контроль.

Вместе с тем, в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 89 НК РФ самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства может проводиться на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

При этом в пункте 7 статьи 89 НК РФ закреплены особенности проведения выездных налоговых проверок при наличии у налогоплательщика филиалов и представительств. В частности, названной нормой НК РФ установлено, что налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

По вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов и сборов налоговый

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2010 по делу n А63-11380/09-С1-19. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также