Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 по делу n А63-9309/2009. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                               Дело №А63-9309/2009

07 апреля 2010 года                               Апелляционное производство   № 16АП-175/2010 (1)

 

                                                        Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2010,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 07.04.2010

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Фриева А.Л., Мельникова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афашоковым Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице филиала ФГУ «ФМЦ» Росимущества – Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому  краю о признании незаконным действий УФАС по СК по возбуждению дела о нарушении законодательства о рекламе и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении         № 153 от 17.07.2009,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явились,

от заинтересованного лица: Долидович Е.Е по доверенности от 05.10.2009, Силичев М.В. по доверенности от 17.12.2009,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное учреждение «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице филиала ФГУ «ФМЦ» Росимущества – Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому (далее – УФАС по СК, административный орган) о признании незаконным действий УФАС по СК по возбуждению дела о нарушении законодательства о рекламе и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении  № 153 от 17.07.2009.

Определением от 07.08.2009 заявление принято к производству суда, делу присвоен номер А63-9309/2009.

Федеральное государственное учреждение «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице филиала ФГУ «ФМЦ» Росимущества – Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к УФАС по СК о признании незаконным решения УФАС по СК № 48 о нарушении законодательства о рекламе от 17.06.2009 и предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе от 17.06.2009. Определением от 08.10.2009 заявление принято к производству суда, делу присвоен номер А63-16347/2009.

Определением от 05.11.2009 указанные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер А63-9309-2009.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.12.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление УФАС по СК № 153 от 17.07.2009 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении. В удовлетворении требований о признании незаконными действий  УФАС по СК по возбуждению дела о нарушении законодательства о рекламе, решения и предписания от 17.06.2009 по делу № 48 отказано.

  Не согласившись с решением суда первой инстанции,  УФАС по СК обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части признания незаконным и отмене  постановления УФАС по СК № 153 от 17.07.2009 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,  считая его незаконным и необоснованным.

  Согласно представленному отзыву на апелляционную жалобу Учреждение просит оставить решение суда первой инстанции в силе, в удовлетворении жалобы отказать.

Определением от 27.02.2010 дело назначено к рассмотрению апелляционным судом по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права.

Решение от 09.12.2009 в порядке п. 5 ч. 4 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене, в связи с неподписанием решения судьей, принявшим судебный акт.

В судебном заседании представитель УФАС по СК доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным.

Учреждение на заседание суда не явилось, направило в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с нахождением в командировке представителя. Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, отклонил его за необоснованностью.

Выслушав пояснения представителей административного органа, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства,  апелляционный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Как следует из материалов дела, на основании  обращения гражданина Самойлова Ю.П. по факту нарушения законодательства о рекламе в отношении Учреждения была проведена проверка фактов, изложенных в указанном обращении. В ходе проверки было установлено, что в г. Кисловодске в феврале 2009 года проходил Южно-Российский Форум «Кавказская здравница-2009».

На выставочных стендах здравниц Кавказских Минеральных Вод рекламировались медицинские и сервисные услуги. В буклете о санатории им. Г.К. Орджоникидзе, в котором использованы фотографии санатория и курортного парка, выявлены нарушения законодательства о рекламе, а именно, реклама, размещенная в рекламном буклете санатория им. Орджоникидзе, содержит не соответствующие действительности сведения о достопримечательностях курортного парка, а именно:

-  в описании лечебного терренкура Кисловодского парка упоминается «Шахматный павильон», который в настоящее время является кафе с таким же названием, а не местом для игры в шахматы, каким он было до появления кафе;

-  в описании лечебного терренкура Кисловодского парка упоминается «Красное солнышко» как памятник архитектуры, в настоящее время это кафе;

-  в описании лечебного терренкура Кисловодского парка упоминается «Храм воздуха» без указания на то, что имеется ввиду смотровая площадка, а не павильон «Храм воздуха», который давно разрушен и не существует. В настоящее время этот павильон нельзя считать достопримечательностью парка;

- в буклете размещена реклама медицинских услуг, (например бальнеолечение: углекислые ванны, йодобромные ванны, гинекологическое орошение нарзаном, кишечное орошение минеральной водой; магнитотерапия, светолечение, мануальная терапия, ингаляции, психотерапия, компьютерная диагностика ЭКГ, ФКГ, РВГ, РЭГ, КРГ, ВЭМ, ФВД, УЗИ всех органов и другие) без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста.

Определением от 16.04.2009 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю  возбуждено дело № 48 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении ФГУ «Федеральный медицинский центр» «Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе».

Определением от 14.05.2009  произведена замена лица, в действиях которого содержаться нарушения законодательства о рекламе, на надлежащее лицо - Федеральное государственное учреждение «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в лице филиала Федерального государственного учреждения «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению государственным имуществом «Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе» (далее – филиал Учреждения).

17.06.2009 в отношении Учреждения в лице его филиала составлен протокол об административном правонарушении № 96  по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела № 48 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении Учреждения в лице его филиала 17.06.2009 Комиссией УФАС по СК вынесено решение, которым признана ненадлежащей реклама, распространенная ФГУ «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в лице филиала ФГУ «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению государственным имуществом «Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе» (г. Кисловодск, проспект Ленина, 25), поскольку в ней нарушены требования п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»; Учреждению в лице его филиала выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Также указанным решением предписано передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Постановлением № 153 от 17.07.2009 ФГУ «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в лице филиала ФГУ «Федеральный медицинский центр» Федерального агентства по управлению государственным имуществом «Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде  штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с решением и предписанием по делу № 48 от 17.06.2009, а также с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении      № 153 от 17.07.2009, заявитель оспорил их в судебном порядке, обратившись в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 11.03.2010) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) определено понятие рекламы, как  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Достопримечательности курортного парка, указанные в буклете санатория им. Г.К. Орджоникидзе, не относятся к объекту рекламирования в силу п. 2 ст. 3 Закона О рекламе.  

Также указанные в буклете достопримечательности не имеют прямого отношения к территории санатория, которая не является территорией Кисловодского лечебного курортного парка.

Таким образом, сведения об этих достопримечательностях, указанные в буклете нельзя отнести к рекламе, они носят информативный характер и опубликованы для удобства посетителей города и отдыхающих санатория.

Следовательно, доводы Управления о том, что Учреждение, опубликовав в своем буклете недостоверные сведения о том, что в парке имеется «Шахматный павильон», хотя в настоящее время это кафе с таким названием,  также в парке имеется памятник архитектуры «Красное солнышко», а в настоящее время это кафе, упоминается о наличии в парке «Храма воздух» без указания на то, что имеется ввиду смотровая площадка, а не павильон, нарушило законодательство о рекламе, судом отклоняются.

Однако, суд считает обоснованным довод административного органа о том, что в буклете размещена реклама медицинских услуг (углекислые ванны, йодобромные ванны, гинекологическое орошение нарзаном,   кишечное   орошение   минеральной   водой;   магнитотерапия,   светолечение, мануальная терапия, ингаляции, психотерапия, компьютерная диагностика ЭКГ, ФКГ, РВГ, РЭГ, КРГ, ВЭМ, ФВД, УЗИ всех органов и другие) без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста.

В соответствии с ч. 7 ст. 24  Закона реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Законодатель устанавливает данное требование в отношении рекламы всех видов медицинских услуг без исключения.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007        № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности услуги в сфере урологии, сексологии, акушерства и гинекологии включены в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, их реклама должна сопровождаться указанием на необходимость получения консультации специалистов.

На основании статьи 7 Закона о рекламе  требования указания противопоказаний по применению не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В материалах дела имеется пост-релиз  Южно-Российского курортного форума «Кавказская здравница», проходившего  26-28 февраля 2009 в г. Кисловодске, ВЦ Кавказ, из которого невозможно установить, что выставка была исключительно медицинской, и именно на ней распространялся рекламный буклет санатория им. Орджоникидзе.

Как следует из указанного пост-релиза целью проведения форума являлось развитие и продвижение региона Кавказских Минеральных Вод на внутренний и международный туристический рынок, привлечение внимание инвесторов к туристско-рекреационному комплексу Ставрополья.

Учитывая, что в буклете были опубликованы  сведения о перечне медицинских услуг, предоставляемых Санаторием им. Орджоникидзе филиала ФГУ «Федеральный медицинский центр» без предупреждения о наличии противопоказаний

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 по делу n А61-54/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также