Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу n А61-135/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                        Дело № А61-135/2010

30 марта 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л.,

судей: Мельников И.М. (докладчик), Сулейманова З.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,

рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа»  на решение Арбитражного суда Республики Северной Осетии-Алании от 12.02.2010 по делу № А61-135/2010 по заявлению Южного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования Отдела госнадзора по Республике Северная Осетия-Алания о привлечении  открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (судья Акимцева С.А.),

при участии в заседании:

от ОАО «МРСК Северного Кавказа»: не явились, извещены (уведомление 51064);

от ЮМТУ Ростехрегулирование: не явились, извещены (уведомление 51065);

У С Т А Н О В И Л:

Южное межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования Отдела госнадзора по Республике Северная Осетия-Алания (далее - контролирующий орган, ЮМТУ Ростехрегулирования, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее - ОАО «МРСК СК», общество) к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и части 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 12.02.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд привлек ОАО «МРСК СК» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей. Взыскал с ОАО «МРСК СК» в доход бюджета РФ административный штраф в сумме 40000 рублей. Суд прекратил производство по делу в части привлечения ОАО «МРСК СК» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.19. КоАП РФ.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 12.02.2010 и принять новый судебный акт.

Податель жалобы свое несогласие с судебным актом мотивирует тем, что в нарушение  пункта 3 статьи 15 Федерального закона №294-ФЗ контролирующий орган вышел за пределы выездной внеплановой проверки, контролирующим органом были допущены нарушения ГОСТ 13109-97 и РД 153-34.0-15.501-00 при испытании качества электрической энергии, так как допустимые значения +5 и +10% не распространяются на точки общего присоединения.

Лица, участвующие в деле  о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещены, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия ли участвующих в деле.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.02.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.02.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что  ОАО «МРСК СК» осуществляет деятельность по транспортировке электрической энергии, имеет статус гарантирующего поставщика.

На основании распоряжения от 27.11.2009 № 01-32/796 ЮМТУ Ростехрегулирования определило провести внеплановую проверку ОАО «МРСК СК» по месту осуществления его деятельности на территории РСО-Алания (СОФ ОАО «МРСК СК») в период с 03.12.2009 по 31.12.2009.

Из указанного распоряжения следует, что целью проверки являлось исполнение предписаний, выданных по итогам госконтроля за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования и за соблюдением обязательных требований в области обеспечения единства измерений от 01.10.2009 №№ 16-38/18 и 16-38/19. Задачей внеплановой проверки являлась оценка соответствия продукции или связанных с требованиям к ней процессов производства, хранения и реализации обязательным требованиям технических регламентов (стандартов) и оценка объективности, достоверности, сопоставимости результатов измерений для проверки исполнения предписаний. Предметом проверки являлось исполнение Обществом предписаний от 01.10.2009 №№ 16-38/18 и 16-38/19.

Указанное распоряжение было вручено заместителю главного инженера СОФ «МРСК СК» Россихину М.И. 03.12.2009, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

То, что внеплановая проверка являлась выездной, подтверждает ведомость регистрации времени нахождения на предприятии госинспекторов контролирующего органа, подписанная заместителем главного инженера СОФ «МРСК СК» Россихиным М.И. (л.д.20).

В ходе проверки, помимо неисполнения предписания от 01.10.2009 №16-38/18, контролирующим органом был выявлен факт совершения Обществом административного правонарушения, касающегося качества передаваемой электрической энергии.

С целью достижения целей и задач, определенных распоряжением, т.е. проверки качества передаваемой электрической энергии, контролирующим органом была определена точка контроля для отбора образцов электроэнергии.

Отбор образцов подтверждается актом установки прибора измерения качества электрической энергии от 04.12.2009 и актом снятия прибора от 10.12.2009 в точке общего присоединения (опора №2/6 возле дома №10), расположенной по ул. Фрунзе, с.Ногир, Пригородный район, РСО-Алания. Отбор образцов и испытания проводились аккредитованной испытательной лабораторией по контролю качества электрической энергии Федерального государственного учреждения «Северо-Осетинский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

Результаты испытаний оформлены протоколом испытаний электрической энергии от 11.12.2009г. №4/09, согласно которому качество передаваемой обществом электроэнергии (05.12.2009, 06.12.2009, 07.12.2009, 08.12.2009, 09.12.2009) не соответствовало требованиям ГОСТа 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (далее - ГОСТ 13109-97).

Выявленные правонарушения по показателям качества электрической энергии контролирующим органом зафиксированы в акте от 18.12.2009 №16-37/111, протоколе испытаний электрической энергии от 11.12.2009 № 4/09, экспертном заключении от 11.12.2009.

По факту нарушения ЮМТУ Ростехрегулирования в присутствии законного представителя Общества составлен протокол № 16-39/27 от 28.12.2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, в связи с чем, ЮМТУ Ростехрегулирования обратилось в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.

Согласно результатам испытаний и акту проверки показатели качества электрической энергии, которую транспортировало Общество, не соответствовали требованиям ГОСТа 13109-97.

Экспертное заключение от 11.12.2009 содержит следующий вывод: в пункте контроля качества электрической энергии, точке общего присоединения (опора №2/6 возле дома №10), расположенного по ул.Фрунзе, Ногир, Пригородного района, РСО-Алания, показатели качества электрической энергии, не обеспечивают электромагнитную совместимость электрических сетей систем электроснабжения общего назначения и электрических сетей потребителей электрической энергии (приемников электрической энергии), установленные ГОСТ 13109-97.

Результаты замеров (испытаний) показали, что качество электрической энергии не соответствует требованиям пунктов 5.2, 5.4.2, 5.5.2 - по показателю «установившееся отклонение напряжения», по показателю «коэффициент n-ой гармонической составляющей напряжения», по показателю «коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности».

Из содержания части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В силу пункта 1 статьи 36 и пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 названного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа.

Материалами дела подтверждается, что качество передаваемой обществом электроэнергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю «установившееся отклонение напряжения», п. 5.4 - по показателям «по коэффициенту искажения синусоидальной кривой напряжения» и «по коэффициенту n-ой гармонической составляющей напряжения», п. 5.5 - по показателям «по коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности» и «по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности».

В силу абзаца 3 пункта 1 ГОСТа 13109-97 нормы, установленные названным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии, условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.

Таким образом, реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТа 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях. Во всех иных ситуациях несоблюдение обязательных требований государственных стандартов влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.19 Кодекса.

Кроме того, согласно пункту 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

Приложением Е к ГОСТу 13109-97 Е2 - Е4 предусмотрен контроль качества электрической энергии энергоснабжающими организациями, его периодичность.

Доказательства, подтверждающие принятие ОАО «МРСК СК» каких-либо действий, направленных на осуществление контроля качества передаваемой электрической энергии, в материалах дела отсутствуют.

Вышеуказанное свидетельствует о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса, а вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в нарушении им обязательных требований, установленных техническими регламентами, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении продукции, в том числе при транспортировке (передаче) электроэнергии.

Суд первой инстанции установил, что обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечения соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97.

В связи с доказанностью материалами

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу n А20-3715/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также