Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2009 по делу n А63-5934/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                               Дело №А63-5934/2009-С7-21

21 декабря   2009 года                                                                             Вх.16АП-2971/09 (1)

21 декабря 2009 года объявлена резолютивная часть постановления.

21 декабря 2009 года постановление изготовлено в полном объеме. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Фриева А.Л.,

судей: Сулейманова З.М., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишиным А.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу администрации г. Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2009 по делу №А63-5934/2009-С7-21 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кровельные материалы» к администрации г.Ставрополь о признании бездействия администрации г.Ставрополь по вопросу  предоставления ООО «Кровельные материалы» земельного участка  под строительство торгово-офисного здания незаконным, об обязании администрации г.Ставрополь предоставить ООО «Кровельные материалы» земельный участок  под проектирование и строительство торгово-офисного здания в соответствии с выданным градостроительным заключением №899 от 23.07.2008, заключить договор аренды,  (судья М.Н.Кузьмина),

при участии в заседании:

от МУ "Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя" - не явились, извещено 30.11.2009,

от администрации г. Ставрополь - не явились, извещена 30.11.2009,

от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя- не явились, извещен 01.12.2009, просит рассмотреть без их участия,

от Комитета градостроительства администрации  г. Ставрополь не явились, извещен 30.11.2009, просит рассмотреть без их участия,

от ООО "Кровельные материалы" - не явились, извещено 30.11.2009,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Кровельные материалы» (далее - общество) обратилось с заявлением к администрации г. Ставрополь (далее – администрация) о признании бездействия администрации по вопросу предоставления обществу земельного участка под строительство торгово-офисного здания незаконным; об обязании администрации предоставить обществу земельный участок под проектирование и строительство торгово-офисного здания в соответствии с выданным градостроительным заключением № 899 от 23.07.2008, заключить договор аренды.

Определением от 10.06.2009 и от 09.09.2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Комитет градостроительства администрации г. Ставрополь (далее - Комитет); Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополь (далее - КУМИ), МУ «Архстройзаказ».

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2009 по делу №А63-5934/2009-С7-21 заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие администрации по вопросу предоставления обществу земельного участка под строительство торгово-офисного здания признано незаконным. Суд  обязал администрацию провести установленную законом процедуру предварительного согласования места размещения земельного участка под проектирование и строительство торгово-офисного здания в соответствии с выданным градостроительным заключением № 899 от 23.07.2008. В удовлетворении остальной части отказано. Судебный акт мотивирован тем, что бездействие администрации выразилось в несвоевременном предоставлении мотивированного ответа обществу на заявление о предоставлении земельного участка  в установленный законом срок.  

Не согласившись с данным решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных  требований общества и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что законодателем не закреплена обязанность органа местного самоуправления принимать решение об утверждении акта выбора  земельного участка, согласовании места размещения объекта, а также не установлены сроки принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. По мнению заявителя жалобы, возможность обжалования бездействия органа местного самоуправления не предусмотрена пунктом 9 статьи 31 ЗК РФ.

Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания представители сторон в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

Правильность решения от 16.10.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления принятого решения без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество 26.05.2008 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Ставрополь, ул.Пригородная, 226 для размещения офисного здания.

Письмом администрации №01/3-1527-12 от 07.07.2008 обществу предписано  проработать эскизный проект  планируемого строительством  торгово-офисного здания, для подготовки градостроительного заключения.

Общество выполнило предписание администрации и 03.07.2008 утвердило градостроительное заключение №899, в соответствии которым предоставление земельного участка возможно. Оформив землеустроительное дело и топоплан земельного участка  общество, а также 23.09.2008 согласована пояснительная записка к проекту границ земельного участка.

Впоследствии администрацией никаких действий по реализации права общества на выбор участка и предварительное согласование места размещения объекта не проводилось. Письмом от 05.05.2009 обществу указано, что «правовых оснований для предоставления земельного участка, расположенного по ул. Пригородной для строительств складских помещений не имеется». Письмом от 28.09.09 заявителю также отказано в предоставлении участка со ссылкой на отсутствие проекта планировки квартала, в границах которого расположен испрашиваемый объект.

Считая бездействие  администрации  по вопросу предоставления земельного участка под строительство  торгово-офисного здания незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 1.07.96г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ» основанием для признания недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов юридического лица.

Регулирование   застройки   территории   городских   и   сельских   поселений регламентируется Земельным Кодексом РФ и Градостроительным Кодексом РФ.

Согласно ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса. В силу ст.11 Земельного Кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.16 Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, и вопросы осуществления контроля за использованием земель городского округа. Органом местного самоуправления в г.Ставрополь является администрация г.Ставрополь - исполнительно-распорядительный орган, возглавляемый главой администрации. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования (ч.3 ст.16 Закона №154-ФЗ).

 В соответствии с п. 26 ст. 42 Устава города Ставрополь принятие решений о предоставлении и изъятии земельных участков находится в исключительной компетенции главы города Ставрополь. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий и обязанностей, законодательства Российской Федерации, Ставропольского края и Устава соответствующие лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 5 статьи 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).

В пункте 3 статьи 31 Кодекса указано, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 названной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

На основании пункта 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 Кодекса).

В силу пункта 8 статьи 31 Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта также является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Как правильно установлено судом первой инстанции, общество в установленном порядке обратилось к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места его размещения, к которому приложен согласованный план границ земельного участка, а также 23.09.2008 согласована пояснительная записка к проекту границ земельного участка. Градостроительное заключение подготовлено и утверждено и.о. главного архитектора 03.07.2008, оформлено землеустроительное дело и топоплан земельного участка.

Кроме того, суд первой инстанции установил, что администрацией в порядке, предусмотренном пунктами 3 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта об утверждении акта о выборе земельного участка или отказе в размещении объекта не принято; информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства не произведено.

Таким образом, администрация не провела всех необходимых действий: не был выдан акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства, не проведено информирование населения, что противоречит приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Между тем довод администрации о том, что отказ был дан в письме от 05.05.2009,  обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку в данном отказе речь идет о складских помещениях, тогда как заявитель просил предоставить участок для строительства офисного здания.

Довод администрации о невозможности предоставление участка в связи с принятием корректировки Генерального плана города Ставрополя на 2010-2030 годы, утвержденной Решением Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 №98,  обоснованно не принят судом первой инстанции по следующим основаниям.

Заявление от общества поступило 26.05.2008, корректировка генерального плана г. Ставрополь принята 03.09.2009 и ее принятие не обосновывает бездействия администрации за весь период после

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2009 по делу n А63-5992/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также