Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 по делу n А61-584/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

357600,Ставропольский край г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2,факс 8(87934) 6-09-14, E-mail: 16ААС@mail.ru

                                                     

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                                  

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Ессентуки                                                                 Дело №  А61-584/2007-14

  08 августа 2007 года                                                   Регистрационный номер

                                                                                        апелляционного производства

                                                                                                     16АП- 924/07                                                                                                          

Резолютивная часть постановления оглашена 07 августа 2007 года,

полный текст постановления изготовлен 08 августа 2007 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.В.,

судей: Жукова Е.В., Цигельникова Е.В.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, дело по апелляционной жалобе ответчика – Управление Федеральной Антимонопольной Службы РФ по Республике Северная Осетия-Алания

на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2007 года по делу № А61-584/2007-14 (судья Бекоева С.Х.)

по иску Управления Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РСО – Алания

к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по РСО-Алания

о признании незаконными решения и предписания № 04-01/05-03-07 от 27.03.2007 года,

            при участии:

от истца: Мхциев Р.В.

от ответчика: Келехсаева А.Ш., Дзеранов Ш.Г.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по РСО-Алания (далее - Россельхознадзор) обратилось с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по РСО-Алания (далее - Управление ФАС России по РСО-Алания) от 27.03.07г о признании действий Управления Россельхознадзора по необоснованному истребованию заключения ФГУ «ВНИИКР» для получения карантинной фитосанитарной документации нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006г №135-Ф3 «О защите конкуренции», а также предписания от 27.03.2007г №04-01/05-03-07 о прекращении нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006г №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном истребовании заключения ФГУ «ВНИИКР» для получения карантинной фитосанитарной документации.

Решением суда от 31.05.07г. решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы России по РСО-Алания от 27.03.2007 №04-01/05-03-07 признаны недействительными, как несоответствующие Федеральному закону «О защите конкуренции» №135-Ф3 от 26.07.2006г.

Суд указал Управлению Федеральной антимонопольной службы России по РСО-Алания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РСО-Алания.

Решение суда мотивировано отсутствием в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что требования заявителя об обязательности представления при получении фитосанитарных и карантинных сертификатов всеми хозяйствующими субъектами, ввозившими на территорию РФ, перевозившими по территории РФ или вывозившими с территории РФ подкарантинную продукцию, заключения референтного центра Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции в сфере ввоза, вывоза и перемещения по территории РФ подкарантинной продукции.

В решении суда указано, что антимонопольный орган не обосновал наличие причинно-следственной связи между действиями заявителя и наличием препятствий для участников названного товарного рынка к эффективному ограничению возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товара.

В решении антимонопольного органа отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что действия управления Россельхознадзора по РСО-А, имеющие равное отношение ко всем хозяйствующим субъектам, нарушают конкуренцию.

Не согласившись с принятым решением суда, истец обратился с жалобой, в которой просит решение суда от 31.05.07г. отменить полностью, принять по делу новый судебный акт. Решение суда первой инстанции считает необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права.

В обоснование доводов указывает, что действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РСО-Алания по истребованию заключения ФГУ «ВНИИКР» при получении фитосанитарных и карантинных сертификатов является необоснованным в силу ст. 14 ФЗ «О карантине растений» от 15.07.2007г. № 99-ФЗ, согласно которой подкарантинная продукция подлежит лабораторному анализу или экспертизе при необходимости.

По мнению заявителя необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами прямо предусмотрено в перечне запрещенных действий и является частным случаем действий, которые в силу закона приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поэтому для их признания противоправными не требуется специальных доказательств того, что они могут повлечь неблагоприятные последствия для конкуренции. По конструкции нормы статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ наличие таких последствий и их причинная связь с соответствующим действием является установленным в силу Закона.

Считает ссылку суда первой инстанции на изданный Министерством сельского хозяйства РФ Приказ № 163 от 14.03.2007 г. «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов» неправомерной, поскольку указанный акт, на момент вынесения решения и предписания антимонопольным органом, не вступил в законную силу, следовательно, не подлежал применению.

Пояснил что, пункт 10 Приказа № 163 содержит перечень необходимых документов, которые прилагаются к заявке на выдачу ФСС и КС. Указанный перечень не предполагает наличие заключения ФГУ «ВНИИКР», что лишний раз подтверждает правильность, законность и обоснованность выводов (в части прилагаемых к заявке документов), изложенных в решении антимонопольного органа от 27.03.2007 г.

В судебном заседании представители Келехсаева А.Ш., Дзеранов Ш.Г. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просили решение суда от 31.05.07г. отменить, принять по делу новый судебный акт.

Истец представил отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в котором просит решение суда от 31.05.07г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В обоснование доводов указывает, что ответчик, с целью ввести суд в заблуждение, неверно толкует требования Федерального закона «О карантине растений», что противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ № 2-П от 03.02.05г., в котором говорится, что федеральная государственная служба находится в ведении РФ и руководствуется федеральными конституционными законами, федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ.

Указывает, что деятельность истца основывается на статье 9 Федерального закона «О карантине растений», согласно которой «подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию РФ, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру. Указанный контроль ввозимые и вывозимые продукция, материалы, грузы должны проходить дважды: на пунктах пропуска через госграницу РФ и в  местах назначения (прибытия).

Пояснил, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О карантине растений», все хозяйствующие субъекты обязаны немедленно извещать федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений о прибытии подкарантинной продукции, материалов, грузов и создавать необходимые условия для своевременного осуществления государственного фитосанитарного карантинного контроля, в том числе досмотра.

Указал, что ФГУ «ВНИИКР» является единственным референтным органом, уполномоченным производить лабораторные анализы, экспертизу различных товаров и грузов, ввозимых на территорию РФ, вывозимых с нее и перевозимых по ней.

По мнению истца ответчик пытается подменить ведомственное правотворчество своими императивными актами, что приводит к правовому произволу. Предписание ответчика не является ни из тех нормативных правовых актов, которыми в своей деятельности руководствуется истец. Данное предписание выдано в нарушение Федерального закона «О защите конкуренции», поэтому не может носить обязательный характер для исполнения.

Считает, что ответчик не обосновал причинно-следственную связь между действиями истца и нарушениями антимонопольного законодательства.

В судебном заседании представитель Мхциев Р.В. доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к нему, поддержал, просил решение суда от 31.05.07г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Правильность вынесенного по делу решения суда от 31.05.07г. проверяется судом апелляционной инстанции.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, проверив в соответствии со статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, пришел к выводу о том, что решение суда от 31.05.07г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается.

На основании приказа УФАС по РСО-Алания № 10 от 12.02.2007г проведены контрольные мероприятия по проверке соблюдения статей 15 и 16 ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Россельхознадзора по РСО-Алания.

По результатам контрольного мероприятия составлен акт № 2 от 15.03.2007г, в котором   указано,   что   действия   Управления   по   истребованию заключений ФГУ «Всероссийский центр карантина растении» при выдаче фитосанитарных сертификатов, карантинных сертификатов и импортных карантинных разрешений на подкарантинную продукцию, содержат признаки нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия УФАС России по РСО-Алания, рассмотрев дело №04-01/05-03-07, сделала вывод о том, что действием Управления Россельхознадзора по РСО-Алания по обязательному истребованию в пакете документов заключений ФГУ «ВНИИКР» при оформлении карантинных и (или) фитосанитарных сертификатов нарушаются требования ФЗ №135-Ф3 «О защите конкуренции» от 2б.07.2006г. Антимонопольный орган пришел к выводу, что Управлением Россельхознадзора допущено нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимателей при получении ими карантинной и фитосанитарной документации.

Решением комиссии от 27.03.2007года № 329 Управление Россельхознадзора по РСО-Алания признано виновным в нарушении требований пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», ему выдано предписание №04-01/05-03-07 о прекращении с 09 апреля 2007 года необоснованного истребования от юридических лиц и предпринимателей заключения ФГУ «ВНИИКР» для получения карантинного и фитосанитарного сертификатов.

Определяя правомочия Рссельхознадзора по истребованию заключений, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующими нормами.

Согласно статье 8 Федерального Закона от 15.07.2000г. № 99-ФЗ «О карантине растений» вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат, или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия .подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного   груза),   ввозимой   на   территорию   Российской   Федерации,   или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается ФСС. Каждая партия подкарантинной продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации, каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), при перевозках по территории Российской Федерации, каждая партия подкарантинной продукции, вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, должна сопровождаться КС.

В силу статьи 11 указанного Закона организации, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие производство, заготовку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, перевозки, хранение, переработку, использование и реализацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), обязаны выполнять правила и нормы обеспечения карантина растений при производстве, заготовке, ввозе на территорию Российской Федерации, вывозе с территории Российской Федерации, перевозках, хранении, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

В силу статьи 9 ФЗ «О карантине растений» государственный карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется специальным уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений.

Как следует из Постановления Правительства РФ № 201 от 08.04.2004г «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (с последующими изменениями) и Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ №327 от 30.06.2004г (с последующими изменениями), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений. В соответствии с возложенными на нее задачами выдает, в том числе, разрешения на ввоз в

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 по делу n  А63-19126/06-С7. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также