Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2009 по делу n А25-1217/08-8. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Ессентуки                                                    Дело №А25-1217/08-8

23 ноября 2009 года                                       Регистрационный номер

                                                             апелляционного производства 16АП-1906/09 (1)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чотчаевым Б.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.06.2009 по делу                     №А25-1217/08-8, принятое судьей Карабановым В.Б., по заявлению Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики

к Мэрии муниципального образования города Черкесска, третьи лица – Управление по имущественным и земельным отношениям Мэрии города Черкесска, МУП «Кадастровое бюро города Черкесска», о признании недействительными ненормативных актов, при участии в судебном заседании от Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики Узденовой Р.С. (доверенность №18 от 06.07.2009), от Мэрии муниципального образования города Черкесска Югай И.Н. (доверенность №737-01 от 23.03.2009), Киселевой А.О. (доверенность №3035-01 от 16.10.2009), от Управления по имущественным и земельным отношениям Мэрии города Черкесска Мукаева М.Д. (доверенность №36/а от 19.01.2009), в отсутствие представителя МУП «Кадастровое бюро города Черкесска», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление №05454),

У С Т А Н О В И Л:

Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, далее - Министерство) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными постановлений Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - Мэрия) № 3338 от 07.12.2007 «О резервировании земель на территории муниципального образования города Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд» и № 154 от 05.02.2008 «О частичном внесении изменений в п.1 постановления мэрии города от 07.12.2007 № 3338 «О резервировании земель на территории муниципального образования города Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд» (дело № А25-292/08-8).

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 Министерству в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления Мэрии муниципального образования города Черкесска № 3338 от 07.12.2007 было отказано.

Производство по делу в части признания недействительным постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 154 от 05.02.2008 было прекращено.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.10.2008 принято заявление Министерства о признании недействительным постановления № 1282 от 26.06.2008 «О внесении изменений в п. 1 постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 07.12.2007 № 3338 «О резервировании земель на территории муниципального образования города Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд» (дело №А25-1217/08-8).

По данному делу в качестве третьего лица привлечено Управление по имущественным и земельным отношениям Мэрии г. Черкесска (далее - Управление).

Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2009 дела №А25-292/08-8 и №А25-1217/08-8 объединены в одно производство, делу присвоен № А25-292/08-8, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП «Кадастровое бюро города. Черкесска» (далее - Учреждение), ЧГМУП «Архитектурно-планировочное бюро» исключено из числа лиц, участвующих в деле.

При новом рассмотрении дела Министерство заявило ходатайство о прекращении производства по делу в части требований о признании недействительным постановления Мэрии № 154 от 05.02.2008 «О частичном внесении изменений в п. 1 постановления мэрии города от 07.12.2007 № 3338 «О резервировании земель на территории муниципального образования города Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд».

Решением от 17.06.2009 Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики производство по делу в части требований о признании недействительными постановлений Мэрии № 3338 от 07.12.2007 «О резервировании земель на территории муниципального образования города Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд» и № 154 от 05.02.2008 «О частичном внесении изменений в п. 1 постановления мэрии города от 07.12.2007 № 3338 «О резервировании земель на территории муниципального образования г. Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд» прекратил, в удовлетворении заявления в части требований о признании недействительным постановления Мэрии № 1282 от 26.06.2008 «О внесении изменений в п. 1 постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 07.12.2007 № 3338 «О резервировании земель на территории муниципального образования города Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд»  отказал.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановления № 3338 от 07.12.2007 и № 1282 от 26.06.2008 не нарушают прав и законных интересов Министерства. Кроме того, постановление № 3338 от 07.12.2007 прекратило свое действие.

Не согласившись с принятым решением, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение от 17.06.2009 отменить в части прекращения производства по делу в части требования о признании недействительным постановления Мэрии № 3338 от 07.12.2007 «О резервировании земель на территории муниципального образования города Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд» и отказа в удовлетворении заявления в части требований о признании недействительным постановления Мэрии № 1282 от 26.06.2008 «О внесении изменений в п. 1 постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 07.12.2007 № 3338 «О резервировании земель на территории муниципального образования города Черкесска, в границах городской черты, для муниципальных нужд» и принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Министерство ссылается на следующее.

По мнению Министерства, в оспариваемых постановлениях предмет резервирования не определен, его невозможно идентифицировать, уполномоченным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики не принималось решения в отношении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения на территории муниципального образования города Черкесска.

Министерство считает, что оспариваемые постановления нарушают права и затрагиваются законные интересы граждан, юридических лиц и Министерства и не соответствуют федеральному законодательству.

Указывает, что постановление № 1282 не содержит решения о признании постановления № 3338 утратившим силу, не существует и какого-либо другого документа об отмене либо признании утратившим силу постановления № 3338.

Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.06.2009 проверена в обжалуемой части в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Министерства, Мэрии и Управления, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения от 17.06.2009 исходя из следующего.

Как правильно установлено судом первой инстанции исходя из материалов дела, в соответствии со статьей 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики №61-РЗ от 09.12.2003 «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республики» (в редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2008 № 5-РЗ) Министерство распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в муниципальном образовании города Черкесска, являющегося столицей Карачаево-Черкесской Республики, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Статьей 11 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Законом Карачаево-Черкесской Республики № 61-РЗ от РЗ от 09.12.2003 «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» резервирование земель отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (статья 6).

Согласно статье 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

В соответствии со статьей 14 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 61-РЗ от 09.12.2003 «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево – Черкесской Республики» резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в случаях и порядке, определенных федеральным законодательством, соответственно Правительством Карачаево-Черкесской Республики  или органами местного самоуправления. В решении о резервировании земель должны быть указаны цели и сроки резервирования земельных участков, общая площадь и категории земель. В случае резервирования ранее предоставленных земельных участков указываются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.

При резервировании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и свободных от прав граждан и юридических лиц, указанные земельные участки могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий резервирования, для размещения временных объектов или целей, не связанных со строительством, в соответствии с категорией и разрешенным использованием земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий.

Как правильно указал суд первой инстанции, реализация Мэрией указанных полномочий невозможна без резервирования земель, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно счел, что в соответствии с приведенными выше законами резервирование земель в пределах города Черкесска относится к компетенции Мэрии, которая своих полномочий не превысила.

Кроме того, согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако Министерство не представило доказательств, подтверждающих то, что оспариваемые постановления каким-либо образом нарушают его права и законные интересы по распоряжению земельными участками в городе Черкесске. Законность резервирования какого-либо конкретного земельного участка Министерство не оспорило.

Согласно представленной Мэрией в материалы дела подборке объявлений в газете «День Республики»

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2009 по делу n А20-1588/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также