Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 по делу n А20-619/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                                            Дело № А20-619/2009

13 ноября 2009 года                                                                                                

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года,

постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сулейманова З. М.,

судей: Белова Д.А., Фриева А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Афашоковым Д.М.,

при участии:

            от УФНС РФ по КБР – Малкандуев З.М. по доверенности от 22.09.2009,

от ИФНС РФ №2 по г. Нальчику – Нирова Л.Х. по доверенности от 10.11.2009, Ивазова Я.З.по доверенности 10.07.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС России №2 по г.Нальчику Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.09.2009 по делу № А20-619/2009 (судья Кустова С.В.),

У С Т А Н О В И Л:

 

открытое акционерное общество «Нальчиктеплоэнерго» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными  решений ИФНС РФ по г.Нальчику от 20.03.2009 №267 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», от 20.03.2009 №17033 «О привлечении к ответственности за совершение  налогового  правонарушения».

Определением суда от 10.07.2009 в связи с реорганизацией  произведена замена ИФНС РФ по городу Нальчику на правопреемника, ИФНС РФ №2 по городу Нальчику (далее - налоговая инспекция). Определениями суда от 11.06.2009 и от 13.08.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по делу, привлечены Управление ФНС РФ по КБР (далее - УФНС РФ по КБР), общество с ограниченной ответственностью «Теплосбыт» (далее - ООО «Теплосбыт»), Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам (далее - комитет).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.09.2009 заявленные требования удовлетворены, решения налогового органа от 20.03.2009 №267, №17003  признаны  недействительными. Решение мотивировано тем, что общество выполнило условия применения налоговых вычетов по налогу на  добавленную стоимость: газ оприходован, счета-фактуры оформлены надлежащим образом и представлены в  налоговую  инспекцию.

 В апелляционной жалобе налоговая инспекция просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права и в удовлетворении требований общества  отказать.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

В судебном заседании представитель третьего лица- УФНС РФ по КБР просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе. 

Представитель налоговой инспекции просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе. 

Представители других сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено  в  их  отсутствие  на  основании  ст.156   АПК   РФ.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 24.11.2008 общество направило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года, в которой продекларировало к возмещению из бюджета 13 154 241 руб., при этом налогооблагаемая база составила 225 430 841 руб., налог на добавленную стоимость от реализации товаров (работ, услуг) - 40 577 551 руб., налоговые вычеты - 53 731 792 руб. Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2008 года. По результатам проверки составлен акт от 17.02.2009 № 3105.

По  результатам проверки налоговой инспекцией  приняты решение от 20.03.2009 № 267 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 20.03.2009 № 17033 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа 2 247 353,4 руб. Обществу предложено уплатить 11 236 767 руб. налога на добавленную стоимость и 1 445 329,16 руб. пени за его несвоевременную  уплату. Общество обжаловало решения налоговой инспекции в апелляционном порядке в вышестоящую инстанцию, УФНС РФ по КБР. По итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика УФНС РФ по КБР вынесла решение от 30.04.2009 № 69-АП, которым оставило решения налоговой инспекции без изменения,  а  жалобу  без  удовлетворения.

Не согласившись с принятыми налоговой инспекцией решениями, общество обратилось в суд с требованием о признании их недействительными.

Суд первой инстанции обоснованно  удовлетворил  требования  общества.

          Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, доначисления налога на добавленную стоимость, пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации явились выводы налоговой инспекции о занижении  налогооблагаемой базы  по  налогу на  добавленную стоимость при реализации тепловой энергии ООО «Теплосбыт» в 1 квартале 2008 года исходя из цен 623,94руб./Гкал. без НДС, тогда как на тепловую энергию, реализуемую обществом, в спорном периоде был установлен тариф в размере 644,59руб./Гкал. без НДС, а также о неправомерном применении налогового вычета, поскольку сумма налога на добавленную стоимость оплачена за счет средств республиканского бюджета, что приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета.

Судом первой инстанции установлено, что единственным акционером общества, администрацией города Нальчика, было принято решение о создании ООО «Теплосбыт» для осуществления деятельности по передаче и распределению тепловой энергии. Согласно протоколу собрания участников от 22.08.2007 №1, учредительному договору от 23.08.2007, уставу, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.08.2009 (том дела 3, л.д. 15 - 18) ООО «Теплосбыт» зарегистрировано в качестве юридического лица с 30.08.2007, его учредителями являются ОАО «Нальчиктеплоэнерго» с долей в уставном капитале 99% и два физических лица.

Обществом и ООО «Теплосбыт» 01.10.2007 был заключен договор купли-продажи и транспортировки тепловой энергии №1 (том дела 1 л.д. 55-62, том дела 3 л.д. 42 - 156, том дела 4 л.д. 1 - 150, том дела 5 л.д. 1- 150, том дела 6 л.д. 1- 150, том дела 7 л.д. 1 - 150, том дела 8 л.д. 1 - 150, том дела 9 л.д. 1 - 83), согласно которому продавец, общество, обязалось реализовывать тепловую энергию на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение и технологические нужды потребителей, физических и юридических лиц, покупателю, ООО «Теплосбыт», а также осуществлять транспортировку тепловой энергии до потребителей, а покупатель обязался в установленные сроки производить оплату тепловой энергии денежными средствами на расчетный счет продавца.

На основании письма местной администрации города Нальчика от 27.11.2007 №02­32/4162 (том дела 1, л.д. 96) о том, что размеры тарифа для общества и ООО «Теплосбыт» должны быть определены на договорных условиях в рамках тарифа, утвержденного комитетом, стороны по договору определили, что с 4 квартала 2007 года общество продает ООО «Теплосбыт» тепловую энергию по цене 623,94 руб./Гкал. без НДС. В первом квартале 2008 года общество выставило для оплаты ООО «Теплосбыт» счета-фактуры за отпущенную теплоэнергию на 213 154 126,3руб. без НДС. При расчете по тарифу 644,59 руб./Гкал. налоговая инспекция рассчитала налогооблагаемую базу в размере 220 208 703,3руб., посчитав, что общество занизило налогооблагаемую выручку на 7 054 577руб.

Постановлением комитета от 23.10.2007 №38 с 1 января 2008 года экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для потребителей городского округа Нальчик, включающий в себя расходы на производство, услуги по передаче и сбыт тепловой энергии, отпускаемую ОАО «Нальчиктеплоэнерго» утвержден в размере 644,59 руб./Гкал (без НДС).

Статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию определяются как система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).

В соответствии со статьями 2 и 4 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. При государственном регулировании тарифов должен соблюдаться, в том числе баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.

ООО «Теплосбыт» не является потребителем тепловой энергии по смыслу Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», а осуществляет сбыт произведенной обществом тепловой энергии.

Постановлением от 26.02.2004 №109 Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» разработаны «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой электроэнергии в Российской Федерации», которые предусматривают различную систему тарифов и цен на рынках оптовой и розничной продажи электроэнергии. Регулирование цен и тарифов базируется на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии (пункт 5 раздела 3).

Объектом налогообложения налога на добавленную стоимость согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

На основании пункта 1 статьи 153 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

По общему правилу налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 статьи 154 НК РФ).

В пункте 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В силу положений пункта 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в данном пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Таким образом, учитывая указанный порядок формирования выручки, общество обязано формировать облагаемую налога на добавленную стоимость базу исходя из фактической выручки от реализации теплоэнергии.

Из материалов дела видно, что проверкой было установлено, что общество не использовало право на налоговые вычеты в 2006 году по счетам-фактурам, выставленным ЗАО «Каббалкрегионгаз» (том дела 1, л.д. 63 - 73), и увеличило сумму, подлежащую вычету в 1 квартале 2008 года на 23 121 184руб. Налоговые вычеты на сумму 23 121 184руб. не были приняты налоговой инспекцией, поскольку налог на добавленную стоимость был уплачен за счет средств бюджетного финансирования в составе общей суммы финансирования. Других оснований налоговой проверкой не установлено, в ходе судебного арзбирательства налоговой инспекцией не указано.

Судом установлено, что Законом Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.2006 №93-РЗ была утверждена республиканская целевая программа «Финансовое оздоровление предприятий теплоэнергетического комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2006 -2001 годы», основным мероприятием программы указано дотирование предприятий теплоэнергетического комплекса республики, в том числе общества, за счет средств республиканского бюджета КБР для последующего погашения предприятиями-должниками задолженности перед поставщиками природного газа.

В рамках указанной программы министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства КБР платежным поручением №613 от 28.12.2006 погасило задолженность общества перед ЗАО «Каббалкрегионгаз» за потребленный природный газ в сумме 203 300 000руб., в том числе НДС 31 011 864,41руб. (том дела 1, л.д. 135).

В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления.

В

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 по делу n А20-181/2009. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью  »
Читайте также