Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 по делу n А63-17719/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Ессентуки                                                                                            Дело № А63-17719/2008

16 сентября 2009 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Мельников И.М.,

судей: Афанасьевой Л.В., Луговой Ю.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Ничковой В.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерство финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу № А63-17719/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края о взыскании 20030 рублей 53 копеек убытков (судья Сергеев М.С.),

при участии в заседании:

от ООО «Ставропольрегионгаз»: не явились, извещены (уведомление 03372);

от Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по СК: не явились, извещены (уведомление03369);

от Министерства финансов Ставропольского края: не явились, извещены (уведомление 03365);

от Министерства финансов РФ: не явились, извещены (уведомление 03365);

от Отдела образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края:  не явились, извещены (уведомление 03375);

от Финансовое управление администрации Левокумского муниципального района: не явились, извещены (уведомление 03376);

от Администрации Левокумского муниципального района: не явились, извещены (уведомление 03378);

от МДОУ Детский сад № 16 с. Первомайское: не явились, извещены (уведомление 03379);

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов РФ г. Москва, Министерству финансов СК г. Ставрополь с требованием о взыскании 20030 рублей 53 копейки убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате поставленного природного газа на отопление в 2006 году педагогическими работниками муниципального дошкольного учреждения  «Детский сад № 16» (далее – МДОУ «Детский сад № 16», Учреждение) в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Определением от 08.12.2008 судом в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащих ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Ставропольского края  на надлежащих ответчиков: Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва и Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь соответственно.

В судебном заседании истец уменьшил размер исковых требований до 4021 рублей 97 копеек, отказавшись от иска в части требования о взыскании 16008 рублей 56 копеек убытков (в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Судом принят отказ истца от иска в части требования о взыскании 16008 рублей 56 копеек убытков, в связи с чем, производство по делу в этой части иска прекращено. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» 3408 рублей 54 копейки убытков. В части требования о взыскании 613 рублей 52 копейки убытков отказано. В части требования о взыскании 3408 рублей 45 копеек убытков со Ставропольского края в лице Министерства финансов СК в удовлетворении иска отказано. ООО «Ставропольрегионгаз»  выдана справка на возвращено из федерального бюджета Российской Федерации 776 рублей 68 копеек госпошлины.

Судебный акт мотивирован тем, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате работникам МДОУ «Детский сад № 16» бесплатного пользования природным газом в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.

Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 14.07.2009 и принять новый судебный акт по тем основаниям, что Российская Федерация не является ответчиком в данном споре, сумма иска рассчитана неверно.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, рассмотреть дело без его участия.

В отзыве на апелляционную жалобу отдел образования администрации Левокумского  района просит оставить решение суда без изменения, рассмотреть дело без его участия.

Стороны, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили.

Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Правильность решения от 14.07.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя налогового органа Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба  подлежит  удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  общество и МДОУ «Детский сад №16» (далее Учреждение) заключили договор № 49/13-6/15-1-0580/06 от 24.03.2006 и дополнительное соглашение от 14.12. о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан. Общество в 2006 году предоставило льготы по оплате природного газа для отопления педагогическим работникам учреждения на сумму 73433 рубля 95 копеек, а учреждение компенсировано 53403 рубля 42 копейки.

В связи с тем, что обществу затраты по предоставлению льгот гражданам по оплате природного газа в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в размере 20030 рублей 53 копейки не компенсированы, истец обратился с иском в суд о возмещении убытков.

В обоснование требований, общество представило реестр-расчет граждан, которым предоставлялись льготы при оплате природного газа, документы являющиеся основанием предоставления льгот в соответствии с Законом РФ «Об образовании», акт сверки взаиморасчетов с учреждением, счета-фактуры за спорный период об объемах отпущенного природного газа, копии сводных реестров и списки работников МДОУ Детский сад №16, копии платежных поручений, квитанции об оплате (т.1 л.д.67-118)

Объем предоставленных льгот составил сумму 73433 рубля 95 копеек, компенсировано 53403 рубля 42 копейки (т.1 л.д.79), размер задолженности составил 20030 рублей 53 копейки (т.1 л.д.57).

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции было установлено, обществом поставлено в счет льготы по Закону РФ «Об образовании» газа на сумму 57425 рублей 39 копеек, задолженность составляет 4021 рубль 97 копеек (т.2 л.д.127-128). В связи с уменьшением суммы задолженности истцом уменьшена сумма иска до 4021 рубля 97 копеек.

Суд удовлетворил требование истца в размере 3408 рублей 54 копеек, в части взыскания 613 рублей 52 копеек отказал, мотивировав решение следующим.

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на: получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В силу статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В 2005 году советом Левокумского муниципального района Ставропольского края было принято решение о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Левокумского района с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В 2006 году в соответствии с законом Ставропольского края от 10.04.2006 года № 18-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» были внесены изменения в указанное решение. Согласно данным изменениям педагогические работники имели право получать меры социальной поддержки в натуральном выражении, либо в виде ежемесячной денежной выплаты. При этом финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществлялось за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Левокумского муниципального района на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета. К ним, в частности, относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.

Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по из финансированию на субъект Российской Федерации либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Данное положение следует также из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в котором указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Из указанного следует, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате работникам МДОУ «Детский сад №16» бесплатного пользования природным газом в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.

Собственных денежных средств на реализацию выше указанного закона в бюджете Ставропольского края на 2006 год не предусматривалось.

Принимая во внимание, что фактические расходы общества по предоставлению льгот гражданам по оплате потребленного природного газа на отопление, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ «Об образовании» обществу не

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 по делу n А63-4076/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также