Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2009 по делу n А22-1222/08/14-154. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

14 сентября  2009 года                                                                                                  г. Ессентуки

Дело № А22-1222/08/14-154

Регистрационный номер апелляционного производства

16АП-1741/09 (1)

Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2009.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Казаковой Г.В., Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мулалиевой Ф.А., рассмотрев в открытом  судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице открытого акционерного общества  «Российский сельскохозяйственный банк» на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.05.2009 по делу № А22-1222/08/14-154 (судья Челянов Д.В.) по иску Российской академии сельскохозяйственных наук к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Калмыкия, Государственному учреждению организации научного обслуживания «Экспериментальное хозяйство государственного научного учреждения «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства», третье лицо – Министерство финансов Российской Федерации в лице открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» о признании реорганизации Государственного унитарного предприятия «Экспериментальное хозяйство Калмыцкого научно-исследовательского института» в форме преобразования в Государственное учреждение организацию научного обслуживания «Экспериментальное хозяйство государственного научного учреждения «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства» незаконной, о признании Устава Государственного учреждения «Организация научного обслуживания «Экспериментальное хозяйство государственного научного учреждения «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства» недействительным, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Калмыкия восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц Государственное унитарное предприятие «Экспериментальное хозяйство государственного научного учреждения «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства»,

без участия представителей сторон и третьего лица,

У С Т А Н О В И Л:

Российская академия сельскохозяйственных наук (далее – истец, Академия) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Калмыкия (далее - МРИ ФНС №7 по РК, инспекция), Государственному учреждению организации научного обслуживания «Экспериментальное хозяйство государственного научного учреждения «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (далее – ГУОНО «ЭХГНУ «КНИИСХ»), Государственному научному учреждению «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства (далее – ГНУ «КНИИСХ»), третье лицо – Министерство финансов Российской Федерации в лице ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» о признании реорганизации Государственного унитарного предприятия «Экспериментальное хозяйство Калмыцкого научно-исследовательского института» в форме преобразования в Государственное учреждение организацию научного обслуживания «Экспериментальное хозяйство Государственного научного учреждения «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства»» незаконной, о признании Устава учреждения недействительным и об обязании МРИ ФНС № 7 по РК восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц ГУП «Экспериментальное хозяйство Калмыцкого научно-исследовательского института сельского хозяйства».

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.05.2009 по делу                   № А22-1222/08/14-154 исковые требования удовлетворены. Признана недействительной реорганизация Государственного унитарного предприятия «Экспериментальное хозяйство Калмыцкого научно-исследовательского института» в форме преобразования в Государственное учреждение организации научного обслуживания «Экспериментальное хозяйство государственного научного учреждения «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства»». Признан недействительным Устав Государственного учреждения организации научного обслуживания «Экспериментальное хозяйство государственного научного учреждения «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства»». В остальной части заявленных требований производство прекращено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции от 28.05.2009, Министерство финансов Российской Федерации в лице ОАО «Россельхозбанк» обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивированна тем, что судом не полно выяснены все обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи, с чем принято незаконное и необоснованное решение.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Российской академии сельскохозяйственных наук, МРИ ФНС №7 по РК, ГУОНО «ЭХГНУ «КНИИСХ», ГНУ «КНИИСХ», Министерства финансов Российской Федерации в лице ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суд не известили. Академия и ГУОНО «ЭХГНУ «КНИИСХ» направили отзывы на жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ИФНС России по г. Элисте направило отзыв, в котором указывают, что решение суда первой инстанции не нарушает прав и законных интересов Инспекции, а также ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей. От Минфина также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Инспекция направила в суд вместе отзывом ходатайство о замене МИ ФНС России № 7 по Республике Калмыкия ее правопреемником – ИФНС по г. Элисте, в обоснование своего ходатайства представила Приказ УФНС России по Республике Калмыкия от 10.02.2009 № 02-1-04/30 «Об Инспекции Федеральной налоговой службе по г. Элисте», согласно которому МИ ФНС России № 7 по Республике Калмыкия  переименована в  ИФНС по г. Элисте.

В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Рассмотрев в судебном заседании 07.09.2009 заявленное ходатайство и представленные в обоснование ходатайства документы, а также учитывая, что инспекция направила копию ходатайства сторонам по делу 10.08.2009, суд апелляционной инстанции пришел выводу, что заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, и  в порядке ст. 48 АПК РФ следует произвести замену ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Калмыкия на процессуального правопреемника Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Элиста Республики Калмыкия.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.05.2009 по делу № А22-1222/08/14-154 в апелляционном порядке в соответствии со ст. ст. 258, 266 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23.08.1996 Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию входящих в ее состав предприятий, учреждений и организаций, закрепления за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.

Следовательно, Российская академия сельскохозяйственных наук, являясь самоуправляемой некоммерческой организацией, осуществляет функции собственника и федерального органа исполнительной власти в отношении созданных ею предприятий, учреждений и организаций на базе федерального имущества, переданного Академии в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие Российской академии сельскохозяйственных наук в системе федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9.03.2004  № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», не означает, что Российская академия сельскохозяйственных наук не осуществляет полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 данного Указа, по управлению государственным имуществом, то есть осуществление полномочий собственника в отношении переданного федерального имущества, поскольку указанные функции закреплены за Академией Федеральным законом № 127-ФЗ от 23.08.1996 «О науке и государственной научно-технической политике» и Указом Президента № 84 от 30.01.1992.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Российская академия сельскохозяйственных наук наделена  правом осуществлять от имени Российской Федерации полномочия собственника государственного имущества и в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ обладает правом выступать от имени Российской Федерации и  осуществлять  права собственника государственного имущества от имени Российской Федерации на основании пункт 3 статьи 214 ГК РФ.

При этом судом первой инстанции правильно указано о том, что объем полномочий Российской академией сельскохозяйственных наук по распоряжению имуществом, который не ограничен этапом создания подведомственных организаций и принадлежит истцу  также на стадии их реорганизации, что соответствует статьям 209, 299 ГК РФ в их совокупности с положениями статьи 6 Федерального закона № 127-ФЗ от 23 августа 1996 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица в форме преобразования может быть осуществлена только по решению учредителя, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктом 67 Устава Российской академии сельскохозяйственных наук предусмотрено, что реорганизация опытно-производственных хозяйств, экспериментальных хозяйств и предприятий может производиться только с согласия Академии (т.1 л.д. 21-43).

В Уставе ГУП «Экспериментальное хозяйство КНИИСХ» в пункте 1.4 указано о том, предприятие находится в ведомственном подчинении Российской академии сельскохозяйственных наук. Функции учредителя предприятия осуществляет Российская академия сельскохозяйственных наук, а пунктом 7.1 Устава предусмотрено, что реорганизация Предприятия осуществляется по решению Российской сельскохозяйственной академии наук (том 1, л.д.58-67).

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что на основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» только Академия вправе принимать решение об изменении организационно-правовой формы ГУП «Экспериментальное хозяйство КНИИСХ», в том числе и путем его реорганизации.

Судом первой инстанции также установлено, что Академия не принимала решения о реорганизации ГУП «ЭХ КНИИСХ» в форме преобразования в ГУ ОНО «ЭХ ГНУ КНИИСХ» и не утверждала Устав ГУ ОНО «Экспериментальное хозяйство ГНУ КНИИСХ».

Приказом Российской академии сельскохозяйственных наук от 10.06.2003 № 67 отменен приказ Россельхозакадемии от 19.03.1999 № 18 об отнесении опытно- производственных хозяйств, входящих в состав Российской академии сельскохозяйственных наук, к государственным унитарным предприятиям, опытно-производственные хозяйства признаны государственными организациями научного обслуживания. Пунктом 5 приказа от 10.06.2003 № 67 руководителям научных учреждений приказано разработать и утвердить в установленном порядке уставы организаций научного обслуживания, опытно-производственных хозяйств, экспериментальных заводов, находящихся в их научно-методическом и организационном подчинении.

20.06.2003  приказом № 5 директора ГНУ «КНИИСХ» С.Д. Дурдусова ГУП «Экспериментальное хозяйство Калмыцкого научно-исследовательского института сельского хозяйства» было реорганизовано в Государственное учреждение организации научного обслуживания Экспериментальное хозяйство Государственного научного учреждения Калмыцкого научно-исследовательского института сельского хозяйства.

В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В силу п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается Уставом

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2009 по делу n А63-848/09-С2-4. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу  »
Читайте также