Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2009 по делу n А20-2314/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки

Дело №

А20-2314/2008

16АП-1312/09(1)

07

сентября

2009 года

Резолютивная часть постановления оглашена

07 сентября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено

07 сентября 2009 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный  суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Фриева А.Л., Сулейманова З.М.

при ведении протокола с/з

помощником судьи Капикранян А.А.

С участием в заседании представителей:

от ОАО «РегионАвтоТранс-Нальчик»:

Пшуков Т.Х. – представитель по доверенности (копия в деле)

от Минфина КБР:

от Минфина РФ:

от Минтруда КБР:

Мальбахова З.С. – представитель по доверенности (копия в деле)

Борчаева Л.Х. – представитель по доверенности (копия в деле)

Тхамокова А.Х. – представитель по доверенности (копия в деле)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики

на

решение

Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2009     

по делу

№ А20-2314/2008

под председательством судьи Кочкаровой Н.Ж.  

по иску ОАО «РегионАвтоТранс» г. Нальчик

к

Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ г. Москва

Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик

Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик

о

взыскании выпадающих доходов

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «РегионАвтоТранс-Нальчик» (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее – Минфин КБР, апеллянт) и Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики (далее – Минтруд) о взыскании 2.314.733 руб. 16 коп. задолженности и 5.191.071 руб. 20 коп. расходов общества по предоставлению льготным категориям граждан проезда по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) (с учетом уточнения).

Решением суда от 20.04.2009 с Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР в пользу общества взыскано: 2.314.733 руб. 16 коп. задолженности; 5.191.071 руб. 20 коп. выпадающих доходов от оказания услуг льготной категории граждан. В иске к Российской Федерации в лице Минфина РФ и Минтруду истцу отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что убытки возникли у Общества в связи с предоставлением льгот по бесплатному проезду в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, включенным в республиканский регистр, подлежат возмещению за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР.

Не согласившись с принятым решением, Минфин КБР обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 20.04.2009 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Жалоба мотивирована тем, что размер убытков не подтвержден надлежащими доказательствами.

От общества поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.

От других участников отзывы не поступили.

В судебном заседании 02.09.2009 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 07.09.2009.

В судебном заседании представитель Минфина КБР поддержал жалобу  по доводам, изложенным в ней.

Представитель общества возражал об удовлетворении жалобы, по доводам, изложенным в отзыве. Дополнительно суду пояснил, что первичными бухгалтерскими документами являются проездные билеты, платежными поручениями и счетами-фактурами, транспортными документами.

На вопросы судей представитель общества пояснил, что суд первой инстанции не затребовал путевые листы.

Общество требует погашения задолженности образовавшейся в результате недополучения стоимости проездного билета от республики. Единый проездной билет стоит 434 руб., льготники оплачивают 100 руб., а остальную сумму обязано погашать Министерство труда КБР и Минфин КБР. Правительство выделяет 1 млн. руб. на погашение льготных услуг. Однако в Постановлении Правительства КБР не указано, сколько человек должно быть перевезено и по какой цене должны реализовываться билеты.

 Госконтракт заключался на количество реализованных льготных билетов, а не на количества перевозок.

Путевые листы в качестве доказательств необходимы, если предметом иска является взыскание за перевозку льготников. Государственный контракт заключался с полным возмещением стоимости билетов по факту. Билет на один вид транспорта не продается.

Представитель Минтруда просил удовлетворить жалобу Минфина КБР. Дополнительно суду пояснил, что иски Троллейбусного управления и ОАО «РегионАвтоТранс-Нальчик» имеют разные предметы и не повторяют друг друга. Расходы не подтверждены первичными бухгалтерскими документами.

Представитель Минфина РФ просил удовлетворить жалобу Минфина КБР. Дополнительно суду пояснил, что деньги на оплату льготных билетов из федерального бюджета перечислялись бюджету субъекту в том размере, в каком субъект указывал.

Правильность решения от 20.04.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 19.04.2006 между Обществом и Минтрудом КБР был заключен договор №199 о совместной деятельности, согласно которому Общество обязалось предоставлять право льготного проезда в городском общественном транспорте общего пользования (автобус) города Нальчика , отдельной категории граждан, имеющих право на меры социальной защиты в соответствии с нормами законов на основании единого социального проездного билета на два вида транспорта; единого социального проездного билета на автобус; бесплатного проездного билета учащегося общеобразовательной школы и профессионального учебного заведения из многодетной семьи и семьи, в которой один из родителей является инвалидом I или II группы, а Минтруд КБР обязался не позднее 20 числа следующего за отчетным месяцем компенсировать расходы по предоставлению льгот по проезду федеральным льготникам за каждый ЕСПБ в сумме пропорциональной количеству реализованных билетов от 334 руб., от предоставления льгот по проезду за республиканского льготника - 189 руб., учащегося - 140 руб. (пропорционально в соответствии с актом разделения денежных средств между ОАО «РегионАвтоТранс-Нальчик» и МУП «Троллейбусное управление»).

Во исполнение договорных обязательств истец осуществлял перевозку льготных пассажиров транспортом общего пользования. Ежемесячно истцом представлялись счета для оплаты и подписывались акты сверок.

Указанные счета оплачивались не своевременно, и на 01.08.2008 задолженность по проездным билетам республиканского регистра за 2006 год составила 2 314 733 руб. 16 коп., что подтверждается Актом сверки расчетов от 12.08.2008, подписанным и скрепленным печатями обеих сторон.

Задолженность по счетам послужило основанием для иска.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2006 г. N 79-ПП« О Порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республики» (в ред. Постановлений Правительства КБР от 27.04.2006 N 129-ПП, от 02.11.2006 N 295-ПП, от 08.08.2007 N 199-ПП) в целях реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, по обеспечению доступности транспорта общего пользования, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законами Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законами Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике" и от 17 августа 1996 года N 21-РЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", Правительство Кабардино-Балкарской Республики утвердило Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.

Пунктом 2 данного Постановления введен на территории Кабардино-Балкарской Республики единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам. Постановлением предписано Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики средства для компенсации расходов транспортных организаций, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 334 рубля и за реализованные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере 1 млн. рублей.

Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики обязывалось заключить с транспортными организациями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан; ежемесячно осуществлять сверку отчетов транспортных предприятий с базой данных льготной категории граждан министерства; направлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не позднее 5 числа каждого месяца заявку на финансирование расходов транспортных предприятий от предоставления льготного проезда; до 10 числа каждого месяца представлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики отчет о количестве реализованных льготных и бесплатных проездных билетов. Действие данного Постановления распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Как следует из Отчетов об использовании средств, полученных для выплаты субсидий и субвенций за 2006 - 2008 г.г., направленных Минтрудом КБР в Минфин КБР, в 2006 году Минфин КБР профинансировал Минтруд КБР по автотранспортным предприятиям на общую сумму 21 837 тыс.руб. С учетом погашения задолженности прошлых лет согласно разассигновки к реестру на 26.12.2006, задолженность на 01.01.2007 по проездным билетам составила 4 178,3 тыс.руб. В 2007 году расходы по проездным билетам были профинансированы в сумме 22 214,6 тыс.руб. С учетом кредиторской задолженности на 01.01.2007 и фактических расходов автотранспортных предприятий в сумме 23 201,5 тыс.руб., кредиторская задолженность по проездным билетам на 01.01.2008 составила 5 127,2 тыс.руб. В 2008 году задолженность по проездным билетам республиканского регистра на 01.01.2008 составила 5 127,2 тыс.руб., профинансировано - 13 463,8 тыс.руб., 1 568,7 тыс.руб. направлены на погашение кредиторской задолженности, в связи с чем, на 01.01.2009 задолженность по финансированию автотранспортных предприятий составила 3 558,5 тыс.руб.

Из представленных сторонами документов следует, что задолженность перед Обществом по оплате проездных билетов образовалась по льготной категории граждан, включенных в республиканский регистр за 2006 год. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В силу статьи 790 Гражданского кодекса РФ плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.

В результате предоставления названных льгот истец недополучил сумму 2 314 733 руб. 16 коп., которая согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ является реальным ущербом и предъявлена обществом к взысканию.

В соответствии с договором №199 Минтруд КБР обязался не позднее 20 числа, следующего за отчетным месяцем, компенсировать расходы по предоставлению льгот по проезду федеральным льготникам за каждый

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2009 по делу n А63-4549/09-С3-2. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также