Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 по делу n А20-1347/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда полностью и принять новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОНЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                         Дело № А20-1347/2009

24 августа 2009 г.                                                                          Вх.16АП-1897/09(1)

(резолютивная часть объявлена 24.08.2009, полный текст изготовлен 24.08.2009.)

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л.,

судей: Мельникова И.М., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Амироковой Я.Х.,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русь» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.07.2009. по делу №А20-1347/2009 по заявлению ООО «Русь» к УФНС России по КБР о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности №28 от 03.06.2009г. (судья Кустова С.В.),

при участии в заседании:    

от ООО «Русь»: Балкизов К.А. – по доверенности от 15.01.09, Кашежева З.Ж. – по доверенности от 17.08.09, Макоев А.Б.,

от УФНС России по КБР: Джаппуева А.Л. – по доверенности от 03.07.09, Казиев К.В. – по доверенности от 03.07.09, Атмурзаев Р.А. – по доверенности от 25.12.08,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Русь» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее  – УФНС РФ по КБР) от 03.06.2009 №28 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде штрафа в сумме 70 000руб.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.07.2009 в удовлетворении заявленных требований общества отказано. Суд пришел к выводу о нарушении обществом порядка ведения учета объемов оборота алкогольной продукции, выразившееся в обороте спирта и спиртосодержащей продукции без предусмотренного законом использования программных средств ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы).

Общество не согласилось с данным решением суда, в связи с чем подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанный судебный акт, а заявление общества удовлетворить и признать незаконным постановление УФНС РФ по КБР №28 от 03.06.2009г. о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП в виде штрафа в размере 70 000 руб. Жалоба мотивирована тем, что общество не нарушало установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте. Статья 14.19 КоАП предусматривает ответственность за нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при производстве или обороте. Данный порядок регламентирован Положением об учете объемов производства и оборота учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006г. №380. Однако, ФНС России осуществляет функции по ведению ЕГАИС в соответствии с Административным регламентом по исполнению федеральной налоговой службой государственной функции по ведению ЕГАИС, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.08.2008 №82Н. Согласно п/п «в» пункта 21 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 №679, в соответствующих регламентах указывается перечень нормативных правовых актов и источников их опубликования. Однако, в пункте 3 Административного регламента отсутствует ссылка на Положение об учете объемов производства и оборота учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006г. №380. В связи с этим данное Положение не регламентирует порядок фиксации в ЕГАИС. Согласно указанному Положению показатели, используемые для учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксируются в Журнале учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, форма и порядок которого утверждены Приказом ФНС России от 17.08.2006 №ММ-3-07-534@. Форма указанного Жрунала не предусматривает отражение информации по каждой товарно-транспортной накладной на отгрузку алкогольной продукции, что также подтверждается Письмом ФНС России от 17.11.2006 №07-2-05/7241, где указано, что в случае отгрузки в течение одного дня одного наименования продукции нескольким покупателям допускается делать одну запись в журнале с указанием общего объема отгруженной продукции и содержащегося в ней этилового спирта. Вышеуказанное подтверждает, что названное Положение №380 не регламентирует порядок фиксации сведений о товарно-транспортных накладных (ТТН) в ЕГАИС. В соответствии с данными общества сведения, содержащиеся в ТТН на отгрузку продукции, своевременно и в полном объеме представлены в ЕГАИС, что подтверждается представленными обществом сведениями с базы данных ЕГАИС в ООО «Русь». В базе данных ЕГАИС в УФНС России по КБР имелись случаи сбоев работы самой системы ЕГАИС, что подтверждается обращениями УФНС РФ по КБР к разработчикам указанной системы и в ФНС России (письма УФНС РФ по КБР от 26.12.2008 и 13.03.2009 №№07-19/09288 и 07-16/011829@). Общество также обращалось в УФНС РФ по КБР с просьбой подтвердить фиксацию в ЕГАИС РЦУК ряда товарно-транспортных накладных на поставку этилового спирта либо запросить данную информацию в РЦУК ЕГАИС по месту нахождения покупателей - контрагентов ООО «Русь». Однако, на данные обращения налоговый орган до настоящего времени не ответил. В настоящее время в соответствии с Приказом ФНС России от 05.11.2008 №ММ-3-6/574@ программные средства ЕГАИС разработки ФГУЦ «НТЦ «Атлас» заменены на программные средства ЕГАИС разработки ФГУП «ГНИВЦ ФНС России», в связи с чем замененная и необходимая для рассмотрения данного спора база данных хранится в УФНС РФ по КБР, которую суд не истребовал. Налоговый орган ежеквартально, в том числе и за проверенный период с 01.01.2008 по 1 квартал 2009г., проводил анализ представленных деклараций, сверяя их с данными отчета по ЕГАИС, однако о каких-либо расхождениях в сведениях обществу не заявлялось. Отгрузка в продукции отражена в декларациях полностью, что не оспаривается налоговым органом, в связи с чем какой-либо необходимости не вносить сведения в ЕГАИС не имелось. Налоговый орган не отразил в протоколе об административном правонарушении №27 от 03.06.2009 и в постановлении не указаны конкретные основания для привлечения общества к ответственности, поскольку отсутствуют сведения о ТТН, которые, якобы, не внесены в ЕГАИС. В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы и просили ее удовлетворить.

Представители УФНС РФ по КБР просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Как пояснили данные представители, в ходе проверки общества были установлены факты не внесения информации в ЕГАИС по отгрузке продукции в период 2008 – 1 квартал 2009г.г. Указанные поставки продукции были отражены в декларациях, однако сведения по ним не внесены в ЕГАИС. Указанное правонарушение квалифицируется по статье 14.19 КоАП.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу общества, выслушав доводы сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявления общества по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензий от 29.04.2009 №Б 068767, от 20.07.2006 №Б 095624, от 20.07.2006 №Б 095623, выданных Федеральной налоговой службой. В ходе проверки внутреннего аудита 03.06.2009 УФНС РФ было установлено, что в 2008 году – 1 квартале 2009 года общество осуществляло поставки алкогольной продукции без фиксации и передачи данных об объемах поставок в единую государственную автоматизированную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), как это предусмотрено Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон №171-ФЗ).

По результатам проверки УФНС РФ по КБР в присутствии руководителя общества был составлен протокол от 03.06.2009 №28 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ. В тот же день постановлением УФНС РФ по КБР от 03.06.2009 №28 общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.19 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 70 000 руб. Постановление также вынесено в присутствии руководителя общества.

Считая незаконным привлечение к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП. При этом суд признал доказанным факт допущенного обществом правонарушения.

Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч руб. Согласно пункту 16 статьи 2 Закона №171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции. Пунктом 2 статьи 14 Закона №171-ФЗ установлено, что учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона №171-ФЗ.

Данный порядок регламентирован Положением об учете объемов производства и оборота учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006г. №380. Однако, ФНС России осуществляет функции по ведению ЕГАИС в соответствии с Административным регламентом по исполнению федеральной налоговой службой государственной функции по ведению ЕГАИС, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.08.2008 №82Н. Согласно п/п «в» пункта 21 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 №679, в соответствующих регламентах указывается перечень нормативных правовых актов и источников их опубликования. Однако, в пункте 3 Административного регламента отсутствует ссылка на Положение об учете объемов производства и оборота учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006г. №380. В связи с этим данное Положение не регламентирует порядок фиксации в ЕГАИС. Согласно указанному Положению показатели, используемые для учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксируются в Журнале учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, форма и порядок которого утверждены Приказом ФНС России от 17.08.2006 №ММ-3-07-534@. Форма указанного Жрунала не предусматривает отражение информации по каждой товарно-транспортной накладной на отгрузку алкогольной продукции, что также подтверждается Письмом ФНС России от 17.11.2006 №07-2-05/7241, где указано, что в случае отгрузки в течение одного дня одного наименования продукции нескольким покупателям допускается делать одну запись в журнале с указанием общего объема отгруженной продукции и содержащегося в ней этилового спирта.

Таким образом, объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Вместе  с тем, в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Из абзаца 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

Следовательно, наличие технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС является одним из лицензионных условий осуществления деятельности по производству и обороту указанной продукции.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 указанного Федерального закона, запрещен.

Согласно пункту 7 "Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (далее - Правила ЕГАИС), организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, представляет по телекоммуникационным каналам связи заявку о фиксации в Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации, или по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации, указанного в лицензии,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 по делу n А63-3632/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также