Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по делу n А25-764/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционного суда

 

 

г. Ессентуки                                                                                     Дело № А25-764/2006-7

27 июля 2007 г.                                                                               Вх. № 16АП-737/2007

                                                 Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2007,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 27.07.2007

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ничковой В.В., и участии в деле от истца – Карачаево-Черкесского Республиканского территориального фонда обязательного страхования – Чотчаева Ш.Х., Рокотьян М.В. (доверенности от 20.02.2007 № 1982), Коваль-Зайцева Е.Н. (доверенность от 23.07.2007 № 1490), Писаревой А.Г. (доверенность от 23.07.2007 № 1489), Карасовой К-Х.С. (доверенность от 23.07.2007 № 1487), от ответчика – Контрольно счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики –Кадралиева Х.Х. (доверенность от 12.07.2007 № 3), третьего лица – закрытого акционерного общества «МАКС-М» – Рокотьян Д.И. (доверенность от 16.04.2007 № 81), рассмотрев апелляционную жалобу Карачаево-Черкесского Республиканского территориального фонда обязательного страхования и апелляционную жалобу Контрольной счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.05.2007 по делу № А25-764/2006-7 (судья Кукоев А.А.), установил следующее.

Карачаево-Черкесский Республиканский территориальный фонд обязательного страхования (далее – территориальный фонд) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительным предписания от 28.04.2006 № 156 Контрольно счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики (далее – счетная палата).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено закрытое акционерное общество «МАКС-М».

Решением суда от 29.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.11.2006, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2007 решение от 29.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.11.2006 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу № А25-764/2006-7 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.

Решением суда от 22.05.2007 заявленные требования удовлетворены частично.

Суд пришел к выводу о незаконности обжалуемого предписания счетной палаты       от 28.04.2006 № 153.

Не согласившись с принятым решением, счетная палата обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.05.2007 и принять новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению счетной палаты, суд неверно применил нормы материального права, не исследовал фактические обстоятельства дела.

Не согласившись с принятым решением, территориальный фонд обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.05.2007 в части и принять новый судебный об удовлетворении заявленных требований полностью.

В судебном заседании представители территориального фонда и счетной палаты поддержали доводы жалобы и отзыва.

Представитель третьего лица ЗАО «МАКС-М» возражал против доводов жалобы счетной палаты.

Правильность решения от 22.05.2007 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, и выслушав доводы представителей сторон, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы счетной палаты и фонда социального страхования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, счетной палатой проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности территориального фонда по вопросу исполнения бюджета за 2005 год. Результаты проверки отражены в акте от 17.03.2006, на который поданы разногласия от 24.03.2006. По результатам рассмотрения разногласий счетной палатой выдано предписание от 28.04.2006 № 156.

Согласно предписанию от 28.04.2006 № 156, территориальный фонд должен восстановить: незаконную оплату ЗАО «МАКС-М» по застрахованным гражданам, без заключения договора на ведение  дела в сумме 1963, 6 тыс. рублей; незаконно использованные средства по оплате труда на содержание сверхштатных единиц в сумме 1763, 9 тыс. рублей; незаконно использованные средства при проведении текущего ремонта в сумме 83,7 тыс. рублей, а также утвердить лимиты и списание ГСМ производить в соответствии с ними.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 № 1499-1 (далее – Закон № 1499-1) медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства согласно заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.

В статье 5 Закона № 1499-1 указано, что «каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис». Кроме того, в пункт 6.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 № 3856/30-3/и, предусматривает, что полис является «документом, удостоверяющим заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан...».

Таким образом, гражданин считается застрахованным, если в отношении него заключен договор медицинского страхования со страховой медицинской организацией и ему выдан страховой медицинский полис, который является подтверждением того факта, что данный гражданин застрахован.

Судом первой инстанции установлено, что до 01.04.2005 территориальный фонд, кроме указанных в Законе № 1499-1 функций территориального фонда, одновременно осуществлял функции страховой медицинской организации.

Согласно договору от 01.04.2005 № 19/СМО/05, заключенного между ЗАО «МАКС-М» и территориальным фондом, ЗАО «МАКС-М» являлось страховщиком для 322016 человек – неработающих граждан, в отношении которых ЗАО «МАКС-М» заключило договор обязательного медицинского страхования с Правительством Республики от 08.04.2005 № 3. В декабре 2005 года заключены договоры на страхование работающих граждан в количестве 73155 человек.

Как следует из договора заключенного между фондом социального страхования и ЗАО «МАКС-М» установлена численность в количестве 395421 человека, фактическое финансирование осуществлялось в количестве 409267 человек, то есть на 13846 человек больше, чем указано в договоре.

Согласно пункту 1.2 договора территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности «Страховщик» в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным и договорам обязательного медицинского страхования граждан, а «Страховщик» в свою очередь принимает на себя обязательства использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора.

Пунктом 2.13 договора установлено, что «Страховщик» формирует из полученных от территориального фонда средств на основании утвержденных территориальным фондом единых нормативов: средства на оплату медицинской помощи в пределах установленных гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии с выставленными счетами на основании заключенных с лечебно–профилактическим учреждениями договоров;  средства на ведение дела в размере 3% от полученных средств, а также средств, направленных на централизованный закуп лекарственных средств, изделий медицинского назначения, продуктов питания, мягкого инвентаря для нужд лечебно-профилактических учреждений республики, и средств, использованных этими учреждениями не по целевому назначению, утвержденных по уведомлению территориального фонда.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 1499-1, договор обязательного медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное, что согласно статье 12 Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений страхователей в виде единого социального налога, порядок исчисления и уплаты, который установлен Главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, поступающего после регистрации страхователя в порядке статьи 9.1 закона, в соответствующий территориальный фонд.

Согласно части 1 статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК РФ).

Динамика численности застрахованных граждан оформлялась актами приема-передачи базы данных и соответствующими письмами.

Согласно части 2 статьи 15 Закона № 1499-1, страховая медицинская  организация обязана осуществлять деятельность по ОМС на некоммерческой основе. В типовом договоре ОМС работающих граждан, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1999 № 1418 и правилами обязательного медицинского страхования в Карачаево-Черкесской Республикие, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.10.2005 № 5 как таковое отсутствует условие об оплате страховщику расходов на ведение данного договора.

Суд первой инстанции правомерно руководствовался разъяснениями федерального фонда обязательного медицинского страхования изложенных в письме от 25.04.2006 № 28/9/101 в котором указано, что в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.02.2004 № 23 «О республиканском государственном  заказе на поставку медицинского оборудования, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров (работ, услуг) для нужд лечебно-профилактических учреждений республики» закупка лекарственных средств и изделия медицинского назначения для нужд медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС, за счет средств территориального фонда осуществляется централизованно, на конкурсной основе. Указанное  постановление предусматривает направление на централизованные закупки до 70% финансовых средств, предусмотренных в структуре тарифов на оплату медицинской помощи в части затрат на медикаменты.

Временным порядком финансового взаимодействия (утвержден приказом ФОМС от 05.04.2001 № 1512/21-1 по согласованию с Минфином и Минздравом России, государственная регистрация в Минюсте России от 20.06.2001 № 2756) установлено, что территориальный фонд ОМС осуществляет финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным средне-душевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а расходы по лекарственному обеспечению входят в состав тарифа на медицинскую помощь, то оплата на ведение дела страховой медицинской организации, рассчитанной с учетом размера средств направленных на централизованную закупку медикаментов, не является нарушением в использовании средств обязательного медицинского страхования.

Из письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 04.03.2004 № 639/80-1 «О применении Типовых правил ОМС» следует, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования полагает возможным внесение изменений в территориальные правила обязательного медицинского страхования, в том числе в приложение к ним, принятых в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и противоречащих законодательству Российской Федерации.

Следовательно, пункт 2.13 договора от 01.04.2005 № 19/СМО/05 отсутствующий в утвержденных типовых формах договора, но включенный в указанный выше договор между территориальным фондом и ЗАО «МАКС-М» не противоречит действующему нормативному правовому акту, так как реализует положения, закрепленные постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.02.2004 № 23 «О республиканском государственном заказе на постановку медицинского оборудования, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров (работ, услуг) для нужд лечебно-профилактических учреждений республики».

ЗАО «МАКС-М» заключены договоры с медицинскими учреждениями, имеющими лицензии на право оказания медицинской помощи по Программе ОМС на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Оспариваемым ненормативным актом территориальным фондом также предложено восстановить незаконно использованные средства по оплате труда на содержание сверхштатных единиц в сумме 1763,9 тыс. рублей.

В акте проверки указано (Раздел IV Расходы на содержание аппарата управления КЧР ТФОМС), что проверкой обоснованности установления нормативной численности работников ТФОМС установлено, что нормативная численность рассчитывается в соответствии с Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11.07.2000 № 57 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным, функциям». В акте отмечено, что данный приказ утвержден в 2000 году, в котором предусмотрены функции сбора, учета и контроля поступления страховых взносов и платежей на ОМС, а также функции страховщика. На момент проверки то есть с 2001 года функции сбора, учета и контроля поступления страховых взносов и платежей на ОМС переданы Министерству РФ по налогам и сборам, а с апреля 2005 года функции страховщика выполняет страховая медицинская организация.

Из

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по делу n  А15-1078/06. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда 1-й инстанции  »
Читайте также