Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2009 по делу n А18-01/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционного суда

 

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А18-01/2009

18 мая 2009 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Мельников И.М.,

судей: Афанасьевой Л.В., Бакановым А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валиевой К.А-А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 03.03.2009 по делу № А18-01/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юг-Строй» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия (судья ЦечоевР.Ш.),

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Юг-Строй»: Аушев Т.Д. доверенность от 17.12.2008;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия: Дадуров Р.Б. доверенность от 13.05.2009, Бакаев У.Д. доверенность от 13.05.2009;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Юг-Строй» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия (далее – налоговый орган, налоговая инспекция) от 14.11.2007 № 117.

Решением суда от 03.03.2009 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 14.11.2007 № 117, судебный акт мотивирован тем, что налогоплательщику не было известно о принятом решении по его жалобе в Управление ФНС по Республике Ингушетия, налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, налоговая инспекция обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.03.2009 и принять новый судебный акт, по тем  основаниям, что налогоплательщиком пропущен  трехмесячный срок предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обжалование ненормативных правовых актов, налогоплательщиком не соблюдены требования налогового законодательства при отнесении затрат на расходы.

Общество отзыв на жалобу не представило, в судебном заседании представитель общества просит апелляционный  суд решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Правильность решения от 03.03.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав пояснений представителей сторон, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит  удовлетворению, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам налоговой проверки общества налоговая инспекция приняла решение от 14.11.2007 № 117 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль - 963916 рублей, налога на добавленную стоимость (далее – НДС) - 716699 рублей, о доначислении налога на прибыль в сумме  963916 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 716699 рублей, а также соответствующих сумм пеней.

Решение принято в отсутствие представителя общества при наличии надлежащего уведомления, что не оспаривается обществом.

03.12.2007 общество обратилось в Управление ФНС по Республике Ингушетия с жалобой на решение от 14.11.2007 № 117.

26.12.2007  Управлением ФНС по Республике Ингушетия принято решение №31 об оставлении решения от 14.11.2007 № 117 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия без изменения, а жалобы общества с ограниченной ответственностью «Юг-Строй» без удовлетворения.

Решение направлено по почте на юридический адрес общества: село Экажево, ул.Картоева,63 (л.д.83)

23.01.2008 конверт с решением возвращен отправителю с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу.

13.01.2009 общество, не согласившись с решением налогового органа от 14.11.2007 №117, в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось с заявлением в арбитражный суд.

При подаче заявления обществом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного  трехмесячного срока предусмотренного на обжалование ненормативного правового акта в суде.

Суд первой инстанции ходатайство удовлетворил, пропущенный срок подачи заявления восстановил, признав наличие уважительных причин пропуска указанного срока. Данный вывод суда не может быть подтвержден апелляционным судом по следующим основаниям.

Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 года № 8815/07 срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Согласно пункту 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Как установлено арбитражным судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, копия обжалуемого решения налоговой инспекции отправлена обществу почтой 15.11.2008  и получена обществом 19.11.2008.

Жалоба на решение налоговой инспекции от 14.11.2007 № 117 подана налогоплательщиком 03.12.2007.

Решение по результатам рассмотрения жалобы направлено почтой на юридический адрес общества: село Экажево, ул.Картоева,63 (л.д.83) .

23.01.2008 конверт с решением возвращен отправителю с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу.

С учетом доводов налогоплательщика о том, что решение по жалобе им не получено, срок рассмотрения жалобы истек 31.01.2008, с учетом рождественских каникул, трех дней отведенных для сообщения о принятом решении и срока доставки почты.

Срок для подачи заявления в соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истек 31.04.2008.

Заявление о признании незаконным решения налоговой инспекции подано предпринимателем в Арбитражный суд Республики Ингушетия 13.01.2009, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока, установленного для обращения в арбитражный суд, обществом не представлены.

Кроме того, признавая решение налогового органа от 14.11.2007 № 117  недействительным суд пришел к выводу, что налоговый орган необоснованно отказал налогоплательщику в принятии налогового вычета, доначислил  налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Данные выводы суда также не могут быть подтверждены апелляционным судом по следующим основаниям.

На основании пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

По пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.

Статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве условия для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению предусмотрено соответствие счетов-фактур, выставляемых поставщиками, требованиям, предъявляемым законодательством к их оформлению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В то же время невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных названными пунктами статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 169 Кодекса и Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее - Правила), к числу обязательных элементов счета-фактуры относятся: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров и единица измерения, количество (объем) поставляемых по счету-фактуре товаров, цена (тариф) за единицу измерения по договору, стоимость товаров за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров, сумма акциза по подакцизным товарам, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых по счету-фактуре товаров, страна происхождения товара, номер грузовой таможенной декларации. Счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации или доверенностью от имени организации.

Исходя из пунктов 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Апелляционным судом в судебном заседании исследованы  счета-фактуры № 28 от 02.06.2006 и №35 от 20.06.2006 выставленные ООО «Лора», а также счет-фактура № 27 от 19.07.2006  выставленная ООО «Стройкод». В указанных счетах-фактурах отсутствует подпись главного бухгалтера,  в счетах-фактурах №28 и №35 адрес продавца ООО «Лора» указан: Республика Ингушетия, г.Малгобек, в то время как с 24.01.2006  адрес местонахождения и регистрации общество по данным Единого государственного реестра юридических лиц значится Республика Саха (Якутия), г.Олекминск, ул.50 лет Победы 63. При указанных обстоятельствах сведения, содержащиеся в счетах-фактурах №28 от 02.06.2006, №35 от 20.06.2006, №27 от 19.07.2006 не могут быть признаны судом как полные и достоверные.

На основании статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль российских организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2009 по делу n № А22-1051/08/12-100. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью  »
Читайте также