Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу n А63-17535/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционного суда

 

 

г. Ессентуки                                                                                         Дело № А63-17535/2008

29 апреля 2009 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Мельников И.М.,

судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валиевой К.А-А.,

рассмотрев апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2008 по делу № А63-17535/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автомобильная ассоциация «ДримКар» о признании незаконными действий (бездействий) инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Ставрополя,

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Автомобильная ассоциация «ДримКар»:Жолдуев С.И. доверенность от 09.01.2008 № 26 НПСК 273576;

от инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Ставрополя: Кубрина Е.В. доверенность от 15.01.2009 № 5;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильная ассоциация «ДримКар» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Ставрополя (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) выразившихся в не принятии решения по заявлению от 24.09.2008 № 023-01-113 о возврате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) заявленной к возврату на расчетный счет общества, признании недействительным решения от 26.09.2008 № 595 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению и обязании возместить указанную сумму налога.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение от 26.09.2008 № 595 налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС в сумме 3325424 рублей. Признано незаконным бездействие налогового органа в непринятии решения по заявлению от 24.09.2008 № 023-01-113 о возврате НДС. Суд обязал налоговый орган возвратить 325424 рубля НДС на расчетный счет общества. В части обязании налоговой инспекции возвратить 968229 рублей НДС на расчетный счет общества производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.

Решение суда основано на том, что в целях подтверждения права на применение налоговых вычетов обществом представлены все необходимые документы.

Не согласившись с принятым решением, налоговая инспекция обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 23.12.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. Налоговая инспекция указывает, что спорное заявление от 24.09.2008 № 023-01-113 о возврате суммы НДС подписано неустановленным лицом. Общество с заявлением в налоговую инспекцию о возмещении сумм НДС не обращалось.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель общества в судебном заседании просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Правильность решения от 23.12.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, 17.01.2008 обществом в налоговую инспекцию представлена налоговая декларация  по НДС, в которой было заявлено право на возмещение НДС за декабрь 2007 года в сумме 3325424 рубля (т.1 л.д.7396).

В порядке осуществления налогового контроля инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 24.04.2008 № 4698 (т.1 л.д.49-52)

15.05.2008 после составления акта проверки налоговая инспекция направила в адрес общества требование № 2074 о предоставлении  документов (т.1 л.д.66-67).

03.06.2008 требование налогоплательщиком исполнено, документы представлены (т.1 л.д.69).

03.07.2008 налоговая инспекция направила в адрес общества требование № 3873 о предоставлении  документов.

08.07.2008 требование налогоплательщиком исполнено, документы представлены (т.1 л.д.53)

06.08.2008 налогоплательщиком представлены возражения (вх. налогового органа №27323 от 06.08.2008) на акт камеральной налоговой проверки от 24.04.2008 №  4698.

07.08.2008  налоговым органом в адрес налогоплательщика направлен акт камеральной налоговой проверки от 24.04.2008 № 4698 (т.1 л.д.36).

21.08.2008 письменные возражения общества на акт камеральной налоговой проверки рассмотрены, составлен протокол рассмотрения №69-кп (т.1 л.д.31).

26.08.2008 налоговым органом принято решение № 23 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (т.3 л.д.43).

02.09.2008 налоговая инспекция направила в адрес общества требование № 2949 о предоставлении  документов (т.3 л.д.24-25)

10.09.2008 требование налогоплательщиком исполнено, документы представлены (т.1 л.д.34).

24.09.2008 налогоплательщик направил в налоговый орган заявление №02/01-113 о возврате НДС заявленного к возмещению.

26.09.2008 налоговым органом  вынесено решение №3079 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.2 л.д.104-107), которым уменьшена на 3325424 рублей  сумма НДС предъявленного к возмещению и решение №595 об отказе в возмещении НДС (т.2 л.д.108) в  сумме 3325424 рублей заявленного к возмещении.

27.09.2008 налоговым органом составлена справка о результатах дополнительного налогового контроля (т.2 л.д.101-103), в заключении по справке указано, что налогоплательщик, в случае несогласия с фактами изложенными в справке, вправе на основании пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса, письменные возражения.

07.10.2008 налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены решения №3079 и №595 (т2. л.д.100)

10.10.2008 налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате налога (т.3 л.д.6).

Считая решение налоговой инспекции №595  и отказ в возврате налога от 10.10.2008 незаконными, общество в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно указал на нарушение налоговым органом статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в части не извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов по результатам проведения мероприятий дополнительного налогового контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Согласно пункту 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе в срок, не превышающий один месяц, вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Из протокола рассмотрения возражений от 21 августа 2008 года № 69-кп следует, что материалы письменных возражений рассматривались в присутствии представителя общества Редькина В.В.

По   итогам   рассмотрения   материалов   проверки   и   возражений   общества   налоговая инспекция, как следует из текста протокола, приняла решение от 26.08.2008 № 23 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок с 26.08.2008 по 27.09.2008. Судом первой инстанции установлено, что доказательства направления обществу указанного решения в   материалах дела отсутствуют. Указанное решение приобщено к материалам дела 18 декабря 2008 года. Ранее 19 ноября 2008 года налоговая инспекция представила в суд для приобщения к материалам дела решение от той же даты с таким же номером, но сроки проведения дополнительных мероприятий установлены с 25.07.2008 до 25.08.2008 (т.2 л.д.48).

Налоговая инспекция пояснила, что надлежащим является решение № 23, приобщенное к материалам дела 18 декабря 2008 года, в предыдущем решении были допущены опечатки.

Из опроса Редькина В.В. в судебном заседании суда первой инстанции, установлено, что резолютивная часть протокола о намерении руководителя вынести решение о проведении  дополнительных мероприятий представителю общества не оглашена, данный довод налоговым органом не опровергнут.

Протокол № 69-кп вручен  главному бухгалтеру общества Л.С. Гайдидей 04.09.2008.

По результатам рассмотрения материалов проверки и материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий, налоговая инспекция письмом от 07.10.2008 года № 12-05/022976 направила в адрес общества справку от 27.09.2008 о результатах проведенных в отношении общества дополнительных мероприятий налогового контроля, в которой обществу в течение десяти дней со дня получения справки предложено представить свои возражения.

Доказательств уведомления общества о рассмотрении в отношении него материалов камеральной налоговой проверки с учетом результатов проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция в суд не представила.

Вместе  с  тем,  до  фактического  окончания допмероприятий,  налоговая инспекция в отсутствие  общества рассмотрела указанные материалы и приняла решения  от  26.09.2008 № 3079 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которое содержит мотивы отказа в возмещении налога на добавленную стоимость и решение № 595 от 26.09.2008 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3325424 рубля.

Таким образом, согласно представленным в материалы дела доказательствам, обществу не была предоставлена возможность участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки лично и (или) через его представителя, а также обеспечена возможность представить объяснения по дополнительно собранным доказательствам и сведениям.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает правильным выводы судов о несоблюдении налоговой инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, взаимосвязанные положения пунктов 3 и 4 статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам камеральной и выездной налоговой проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика,   если   иное   не  предусмотрено  настоящим   Кодексом,   без  начисления процентов  на эту  сумму,  если  иное  не  установлено  настоящей  статьей  сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога,   подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу n А25-607/08-5. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также