Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу n А20-2059/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8(87934) 6-03-31, e-mail: [email protected]

 

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

21 января 2009 года                                                                    г. Ессентуки

  

Дело №  А20-2059/2008

 

Резолютивная   часть постановления объявлена 14 января 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Жукова Е.В.(докладчик),  

судей: Сулейманова З.М., Баканова А.П., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишневским Д.Ю.,

рассмотрев апелляционную жалобу № 04-02-02/1052 от 21.11.2008г. территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КБР, г.Нальчик на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2008г. по делу № А20-2059/2008 (судья Пшихопов М.Х.) по заявлению Кабардино-Балкарского территориального фонда обязательного медицинского страхования, г.Нальчик к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КБР, г.Нальчик о признании недействительным пункта 3 раздела 1 Предписания по устранению выявленных правонарушений от 07.08.2008г. № 04-04-04/603,

при участии: 

от заинтересованного лица: представитель Бородина Т.С., представитель Утижев Ш.Б.,  

от заявителя: представитель Свирский И.А., представитель Харькова З.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Кабардино-Балкарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, г. Нальчик (далее - КБ ТФОМС) обратился в Арбитражный суд КБР к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КБР (далее -Росфиннадзор) с заявлением о признании недействительным пункта 3 раздела 1 Предписания по устранению выявленных правонарушений от 07.08.2008 № 04-04-04/603.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.10.2008 г  признан  недействительным пункт 3 раздела 1 Предписания Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КБР от 07.08.2008 за № 04-04-04/603. Взыскано с Территориального управления Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по КБР в пользу Кабардино-Балкарского территориального фонда обязательного медицинского страхования госпошлина в сумме 2000 руб.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции Территориальное управление Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по КБР обратилось  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, обосновав свою позицию тем, что решение принято с нарушение норм материального права. Принятый судебный акт подлежит отмене, поскольку суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание юридически значимые обстоятельства дела.  

Представители апеллянта в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и предоставленного возражения на отзыв поддержали, считают решение противоречащим действующему законодательству, просят решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2008г. по делу № А20-2059/2008 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали, предоставили отзыв, согласно которого считают что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, просят решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2008г. по делу № А20-2059/2008  оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2008г. по делу № А20-2059/2008  в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва и возражения на отзыв апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Росфиннадзором  проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности КБ ТФОМС за 2007 год, результаты которой отражены в   акте от 25.06.2008.

По итогам проверки в адрес КБ ТФОМС выдано предписание по устранению выявленных нарушений от 07.08.2008 № 04-04-04/603, где в пункте 3 раздела 1 содержится    требование  о пересмотре утвержденной сметы доходов и  расходов в средствах на содержание исполнительной дирекции на 2008 год с учетом произведенного в период проверки расчета потребности по статье 210 «оплата труда и начисления на оплату труда».

При этом, по мнению заявителя, оспариваемый пункт предписания не соответствует Положению о территориальном фонде ОМС, которое не противоречит федеральным нормативным правовым актам, уставу федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.10.2000 N 82 "О внесении изменений в нормативно-методические документы по организации экономической деятельности и ведению бухгалтерского учета и отчетности", Положению о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4553-1, предусматривающим, что должностные оклады работников территориального фонда ОМС устанавливаются исполнительным директором территориального фонда самостоятельно в пределах размера финансовых средств, рассчитанных по нормативу, который в соответствии с частью 5 раздела 4 Положения устанавливается исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда и применительно к условиям оплаты труда и должностным окладам, предусмотренным для соответствующих категорий работников органов исполнительной власти.

Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в суд с   заявлением об оспаривании ненормативного акта.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Нецелевым использованием бюджетных средств считается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 284 Кодекса руководители федеральных органов исполнительной власти и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств) вправе в числе прочего вынести руководителям получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

В подпункте 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Представленные в дело документы, свидетельствуют о том, что Росфиннадзор в рамках реализуемых им полномочий, в качестве применения мер принуждения за нарушение КБ ТФОМС бюджетного законодательства вынесло предписание. Данный документ адресован исполнительному директору КБ ТФОМС. Носит властно- распорядительный характер, поскольку возлагает на руководителя обязанность принять меры по пресечению выявленных нарушений (привести в соответствие Примерное положение об условиях оплаты труда и должностных окладах) и сообщить о принятых мерах в установленный срок. В данном случае предписание является не процедурным документом, на основании которого Росфиннадзор может принимать дополнительные решения, а окончательным, принятым по результатам проверки расходования средств государственного внебюджетного фонда. Следовательно, данное предписание является ненормативным правовым актом, устанавливающим для заявителя определенные правовые последствия, затрагивающий его интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными  органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Судом  первой инстанции правильно установлено, и в акте проверки от 07.08.2008 отмечено, что бюджет КБ ТФОМС на 2007 год утвержден Законом КБР от 24.03.2007 № 17-РЗ «О бюджете КБ ТФОМС на 2007 год» по доходам и расходам в сумме 1583312, 7 тыс. руб.

Проверкой  правильности определения потребности в средствах на содержание исполнительной   дирекции  КБ  ТФОМС на  2007   г. выявлено,   что согласно   Примерного положения об условиях оплаты труда и должностных окладах, утвержденного приказом ФФОМС № 82 от 19.10.2000 и Положению об исполнительной дирекции КБ ТФОМС, утвержденному постановлением Правительства № 530-ПП от 21.12.2002, условия оплаты труда и должностные оклады работников устанавливаются применительно к условиям оплаты труда и должностным окладам, предусмотренным для соответствующих категорий работников исполнительной власти.

При этом,  отмечено, что в соответствии с Положением о порядке  оплаты и стимулирования работников, размеры должностных окладов работникам исполнительной дирекции установлены в соответствии с должностными окладами, утвержденными по штатному расписанию, соответствуют должностным окладам, предусмотренным для соответствующих категорий работников органов исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, годовой фонд оплаты труда работников составил за 2007 год – 31 должностных оклада (до 01.07.2007)  а, впоследствии, 38 должностных окладов (на основании приказа исполнительного директора от 13.08.2007 № 82).

По произведенному расчету потребности на 2007 год по статье 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» потребность составляет 11014 тыс. руб.. Вместе с тем, по данным бухгалтерского учета расходы КБ ТФОМС составили за указанный период 17762, 5 тыс. руб. Разница в сумме 6748, 5 тыс. руб. по мнению заинтересованного лица в виде материальной помощи и премий, выданной работникам расценивается последним в качестве неправомерно произведенных надбавок. Кроме того, по подстатье 213 «Начисления на оплату труда» фактические расходы произведены в сумме 4186,3 тыс. руб., вместо 2885, 7 тыс. руб. Тем самым, неправомерные расходы произведены в сумме 1300, 6 тыс. руб. Всего, сумма неправомерных расходов составила 8049, 1 тыс. руб.

По данной аналогии рассчитана потребность и на 2008 год, которая составила в общей сумме 8937, 6 тыс. руб., как излишне запланированная сумма выплат на содержание исполнительной дирекции.

Между тем, полагая, что указанные выплаты не предусмотрены Положением о порядке труда и стимулировании работников КБ ТФОМС и другими нормативными правовыми актами, Росфиннадзор вынес  предписание на устранение выявленных нарушений от 07.08.2008.

  Согласно Примерного положения об условиях оплаты труда и должностных окладах, утвержденного приказом ФФОМС за № 82 от 19.10.2000, условия оплаты труда и должностные оклады работников территориального фонда обязательного медицинского страхования устанавливаются применительно к условиям оплаты труда и должностным окладам, предусмотренным для соответствующих категорий работников органов исполнительной власти нормативными актами субъекта РФ.

Во исполнение данного приказа, утверждены Положения о порядке оплаты труда и стимулирования работников фонда в соответствии с приказами исполнительного директора КБ ТФОМС от 01.07.2004 № 57 и от 13.08.2007 № 82.

К тому же выплаты, предусмотренные Законом КБР от 28.10.2005 № 81-РЗ «О государственной гражданской службе КБР», Законом КБР от 31.03.2000 № 17-РЗ «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности и денежном содержании государственных служащих государственной службы КБР», Указом Президента КБР «О    денежном вознаграждении лиц, замещающих  государственные должности и денежном содержании государственных служащих государственной службы КБР» от 20.07.2007 № 47-УП, соответствует фонду оплаты труда государственных служащих КБР и данный факт не отрицается представителем заинтересованного лица, что и отражено в возражении на дополнения к заявлению от 20.10.2008.

Вместе с тем, в обоснование своих доводов, представители заинтересованного лица пояснили, что произведенная КБ ТФОМС оплата труда работникам в 2007 году в виде дополнительных выплат (материальная помощь, премии, социальные выплаты) превышает сверхустановленный размер оплаты труда и не предусмотрена Положением о порядке труда и  стимулирования  работников КБ  ТФОМС и вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

Между тем, как следует из материалов дела данный вывод является ошибочным ввиду следующего.

В соответствии со статьей 12  Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 № 1499-1, пунктом 2 раздела 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1, являющимися основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования, ТФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансирование управленческой деятельности которого производится на основании сметы расходов.

Средства территориального фонда находятся

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу n А18-239/08. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить полностью  »
Читайте также