Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу n А63-2043/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Вокзальная, 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 Дело № А63-2043/2008-С4

Апелляционное производство № 16АП-1835/08(1)

 

г. Ессентуки

24 октября 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Сулейманова З. М.,

судей: Винокуровой Н.В.,  Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З. М.,

с участием представителей:

от истца-Ищенко А.П., по доверенности от 30.06.2008 №05/05-18,

от ответчика - Исева А.Д., по доверенности от 12.09.2008 г.,

рассмотрев апелляционную жалобу МУЗ «Труновская центральная районная больница» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2008 года по делу № А63-2043/2008-С4 по заявлению Ставропольского краевого Фонда обязательного медицинского страхования к МУЗ «Турновская центральная районная больница» об обязании возместить денежные средства в размере 362236,91 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об обязании Муниципального учреждения здравоохранения «Труновская центральная районная больница» (далее – учреждение) восстановить на своем счете использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 362236 рублей 91 копейку.

В качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Финансовое управление администрации Труновского муниципального района (т.2, л.д. 45).

Решением от 23 июля 2008 г. заявление удовлетворено. Суд обязал учреждение восстановить на своем счете использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 362236 руб.91 коп.

Принимая такое решение, суд исходил из того, что поскольку осуществление медицинским учреждением выплат отпускных за счет денежных средств, выделенных в рамках национальной программы  в сфере здравоохранения, не соответствовало условиям получения указанных средств, определенных правовыми основаниями их получения, данные выплаты правомерно признаны Фондом нецелевым использованием денежных средств. Предписание Фонда от 04.02.2008 о восстановлении данных средств учреждением на момент принятия решения не исполнено, поэтому требование заявителя является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Не согласившись с таким решением, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, в удовлетворении требований отказать полностью. По мнению подателя жалобы, нецелевое использование указанных средств не имело место. В материалах дела имеются доказательства  об исполнении учреждением своих обязательств  перед Фондом по договору от 13.01.06 и возвратило неиспользованные средства субвенции в сумме 755725,91 коп. Судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела и неверно истолкованы  нормы  материального  права.

В отзыве на апелляционную жалобу Фонд не признал жалобу, просил оставить ее без удовлетворения как необоснованное.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

        Представитель фонда  в отзыве и его представитель в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласны, считают решение суда законным и обоснованным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии с требованиями ст. ст. 266-271 АПК РФ  законность  принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, материалов дела, приходит к выводу, что решение надлежит оставить без изменения по следующим  основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, между Фондом  и Муниципальным учреждением  заключен договор № 14 от 13.01.2006 о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (т.1, л.д. 82-83).

В соответствии пунктом 1 раздела 2 договора № 14 Фонд осуществляет в установленном порядке ежемесячное перечисление Учреждению средств на финансирование дополнительной медицинской помощи до конца месяца, в котором учреждением была подана бюджетная заявка на предоставление указанных средств.

В силу пункта 2 раздела 2 договора № 14 учреждение обязалось обеспечивать оказание дополнительной медицинской помощи, используя перечисленные средства в соответствии с их целевым назначением, при этом открывает отдельный счет для учета средств в соответствии с их целевым назначением и условиями договора.

В период с 26.12.2007 по 24.01.2008 Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования в лице филиала по Труновскому району проведена проверка использования субвенций, выделенных в 2006 году из бюджета на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, результат которой оформлен актом от 24.01.2008 (т.1, л.д. 7-9).

Согласно данным акта проверки суммы дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медицинскую помощь, подлежащих возврату страховому фонду, муниципальное учреждение использовало не по целевому назначению средства на общую сумму 362236,91 рублей, в том числе на оплату: отпускных - 277812,51 рублей, больничных листов - 2525,81 рублей, за период повышения квалификации - 81898,59 рублей.

По итогам проверки фондом в адрес учреждения направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 04.02.2008 № 07/314-ф (т.1, л.д. 31). Учреждению предписано восстановить за счет других источников финансирования (средств бюджета, платных услуг) в срок до 29.02.2008 путем их перечисления на счет обязательного медицинского страхования МУЗ «Труновская ЦРБ» средства фонда, предназначенные на осуществление расходов в рамках Государственного (муниципального) задания по обеспечению территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 362236,91 рублей.

В связи с неисполнением предписания Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции обоснованно признаны выводы Фонда о нецелевом использовании указанных средств правомерными, а доводы учреждения об отсутствии нарушения финансовой дисциплины правильно отклонены на основании следующего.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» объем средств, передаваемых  в  виде  субвенций территориальному  фонду  обязательного  медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на осуществление денежных выплат медицинским работникам, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии -соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Пунктом 1 указанных Правил определено, что они устанавливают порядок финансового обеспечения расходов, осуществляемых за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) (далее - учреждения здравоохранения), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (далее - медицинские работники).

Согласно пункту 2 Правил Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - субвенции).

Между тем, пунктом 3 Правил № 851 о предоставлении субвенций в 2006 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2006 № 138) определено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год», предусматривающим вышеуказанный строго ограниченный объем средств, направляемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания.

Из приведенных нормативных актов не следует, что субвенции выделялись с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, так как не предусматривали дополнительного источника выплаты денежных средств, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска (за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам). По смыслу указанного постановления установленная в нем доплата - это дополнительная денежная выплата медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в твердо фиксированном размере, в силу чего не должна учитываться при исчислении средней заработной платы при выплате отпускных.

Изменение в последующем подхода к объему финансирования субвенций произошло на основании Федерального закона от 23.11.2007 «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год», в соответствии с которым финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться   с   учетом   предоставления медицинским       работникам   гарантий,

установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после истечения их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Из названного Федерального закона от 23.11.2007 следует, что он не имеет обратной силы и не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

В связи с этим Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 825, в отличие от Правил № 851, предусмотрели объем финансового обеспечения государственного задания с учетом льгот, предоставленных трудовым законодательством.

Судом отклоняется довод учреждения о том, что в Методике распределения в 2006 году субвенций из фонда компенсаций федерального фонда обязательного медицинского страхования между субъектами Российской Федерации на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу n А15-1419/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда полностью и принять новый с/а  »
Читайте также