Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу n А20-920/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                          

04 сентября 2015 года                                                                             Дело №А20-920/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харатяном Г.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.07.2015 по делу №А20-920/2014 (судья Дабагова Л.К.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эконова» (ОГРН 1080721004924)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике

об оспаривании ненормативных правовых актов и постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике - Эхчиевой Ф.М.- по доверенности № 06/6103 от 19.12.2014;

от общества с ограниченной ответственностью «Эконова» - Ульбашева А.Х. – по доверенности от 13.10.2014 №14/487,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.07.2015 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью «Эконова»  (далее – заявитель, общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – управление, заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 11.02.2014 по делу №06/56-13, от 18.07.2014 №06/56-13 о нарушении законодательства о защите конкуренции, предписания от 11.02.2014 №06/56-13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также постановления о привлечении к административной ответственности от 23.10.2014. Суд указал на то, что антимонопольный орган не представил доказательств того, что расчет платы за вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО) исходя из площади занимаемого помещения противоречит требованию действующего законодательства а именно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства исключают квалификацию действий общества по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное исследование судом всех обстоятельств по делу и несоответствие им выводов суда. По мнению антимонопольного органа, интересы собственников помещений многоквартирных домов ущемлены, так как расчет стоимости услуги по сбору и вывозу ТБО общество производит исходя из 1 кв. м площади, плата за вывоз мусора для собственников возросла в среднем в 3,7 раза по сравнению с расчетом, исходя из численности проживающих. Установленная обществом оплата в размере 5 рублей 85 копеек за 1 кв. м помещений не согласована с собственниками помещений.

Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела Алиев С.М. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия общества, выразившиеся в необоснованном изменении основания для расчета стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов, что привело к фактическому увеличению стоимости этих услуг.

Антимонопольный орган возбудил дело №06/56-13, по результатам рассмотрения которого принял решение от 11.02.2014 и признал общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО путем изменения в одностороннем порядке оснований для расчета платы за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (с расчета «исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении» на расчет «исходя из занимаемой общей площади жилого помещения», то есть общество допустило действие, результатом которого явилось фактическое увеличение стоимости этих услуг для потребителей, в частности, для гражданина Алиева С.М.

Обществу выдано предписание от 11.02.2014 №06/56-13 о прекращении выявленного нарушения путем изменения порядка расчета платы за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в отношении гражданина Алиева С.М. (собственника жилого помещения, расположенного по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Ногмова, д.68, кв.4) в соответствии с требованиями законодательства, путем перехода с расчета «исходя из занимаемой общей площади жилого помещения» на расчет «исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении».

19.03.2014 управление вынесло определение о пересмотре решения и предписания по делу №06/56-13 по вновь открывшимся обстоятельствам.

По результатам рассмотрения данного дела управлением принято решение от 18.07.2014 о признании общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в отношении общества управлением составлен протокол об административном правонарушении от 02.10.2014 и принято постановление о привлечении к административной ответственности от 23.10.2014 по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 650 000 рублей.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов и постановления о привлечении к административной ответственности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Приказом антимонопольного органа от 15.12.2011 №379 общество признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов в географических границах КБР.

Судом установлено, что в соответствии с публичным договором с населением на вывоз бытовых отходов от 01.02.2011 ООО "СпецАбонСервис", именуемое в дальнейшем "Исполнитель", с одной стороны, и гражданин, использующий для личных, нужд услуги по вывозу твердых бытовых отходов, именуемый в дальнейшем "Потребитель", с другой стороны, принимает на себя обязательство, по которму Потребитель заказывает, а Исполнитель принимает выполнение работ по регулярному вывозу твердых бытовых отходов согласно установленным стандартам качества в микрорайонах г. Нальчика (п.2.1).

Согласно п. 3.1 указанного договора Потребитель производит оплату по настоящему Договору, по ценам, рассчитанным с учетом норм накопления.

Нормы накопления на вывоз ТБО устанавливаются в размере: а) для населения, проживающего в частном секторе, - 3,00 куб. метра на 1 человека в год; б) для населения, проживающего в благоустроенных многоквартирных домах (МКД), - 2,47 куб. метра на 1 человека в год. Цена за вывоз 1 куб. метра твердых бытовых отходов составляет 180,00 руб. (п.3.2 Договора).

Расчет оплаты за вывоз твердых бытовых отходов производится из числа зарегистрированных лиц. В случае отсутствия регистрации в жилом помещении, расчет оплаты производится на собственника (п.3.3. Договора).

В последующем общество как правопреемник ООО "СпецАбонСервис" приняло решение о внесении в Публичный договор изменений так согласно пункту 3.1 Публичного договора от 28.01.2013 общества с населением на вывоз твердых отходов, Потребитель производит оплату по настоящему договору по ценам, рассчитанным с учетом норм накопления, а также исходя из площади занимаемого помещения. Пунктом 3.2 этого договора устанавливаются нормы накопления, дифференцированные для населения, проживающего в частном секторе и населения, проживающего в многоквартирных домах.

При рассмотрении дела антимонопольный орган пришел к выводу о том, что при установлении обществом условий платы за сбор и вывоз ТБО исходя из площади занимаемых помещений в месяц, имеет место перекрестное субсидирование. При осуществлении платы жители домов с меньшей численностью, но с большей площадью помещений оплачивают часть расходов по вывозу отходов за жителей домов, имеющих меньшую площадь, но большую численность проживающих и, следовательно, имеющие больший объем ТБО, в связи с тем, что отходы в многоквартирных домах образуются в результате жизнедеятельности физических лиц.

Согласно подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора управления многоквартирным домом, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В соответствии с пунктом 17 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно пункту 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (часть 4 статьи 154 названного Кодекса).

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что услуги по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В подпункте "д" пункта 11 Правил закреплено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, что согласуется с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Исходя из смысла правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их размещения, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу n А61-236/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также