Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу n А20-920/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 04 сентября 2015 года Дело №А20-920/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2015 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Харатяном Г.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.07.2015 по делу №А20-920/2014 (судья Дабагова Л.К.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эконова» (ОГРН 1080721004924) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании ненормативных правовых актов и постановления о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике - Эхчиевой Ф.М.- по доверенности № 06/6103 от 19.12.2014; от общества с ограниченной ответственностью «Эконова» - Ульбашева А.Х. – по доверенности от 13.10.2014 №14/487, УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.07.2015 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью «Эконова» (далее – заявитель, общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – управление, заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 11.02.2014 по делу №06/56-13, от 18.07.2014 №06/56-13 о нарушении законодательства о защите конкуренции, предписания от 11.02.2014 №06/56-13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также постановления о привлечении к административной ответственности от 23.10.2014. Суд указал на то, что антимонопольный орган не представил доказательств того, что расчет платы за вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО) исходя из площади занимаемого помещения противоречит требованию действующего законодательства а именно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства исключают квалификацию действий общества по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное исследование судом всех обстоятельств по делу и несоответствие им выводов суда. По мнению антимонопольного органа, интересы собственников помещений многоквартирных домов ущемлены, так как расчет стоимости услуги по сбору и вывозу ТБО общество производит исходя из 1 кв. м площади, плата за вывоз мусора для собственников возросла в среднем в 3,7 раза по сравнению с расчетом, исходя из численности проживающих. Установленная обществом оплата в размере 5 рублей 85 копеек за 1 кв. м помещений не согласована с собственниками помещений. Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее. Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела Алиев С.М. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия общества, выразившиеся в необоснованном изменении основания для расчета стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов, что привело к фактическому увеличению стоимости этих услуг. Антимонопольный орган возбудил дело №06/56-13, по результатам рассмотрения которого принял решение от 11.02.2014 и признал общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО путем изменения в одностороннем порядке оснований для расчета платы за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (с расчета «исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении» на расчет «исходя из занимаемой общей площади жилого помещения», то есть общество допустило действие, результатом которого явилось фактическое увеличение стоимости этих услуг для потребителей, в частности, для гражданина Алиева С.М. Обществу выдано предписание от 11.02.2014 №06/56-13 о прекращении выявленного нарушения путем изменения порядка расчета платы за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в отношении гражданина Алиева С.М. (собственника жилого помещения, расположенного по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Ногмова, д.68, кв.4) в соответствии с требованиями законодательства, путем перехода с расчета «исходя из занимаемой общей площади жилого помещения» на расчет «исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении». 19.03.2014 управление вынесло определение о пересмотре решения и предписания по делу №06/56-13 по вновь открывшимся обстоятельствам. По результатам рассмотрения данного дела управлением принято решение от 18.07.2014 о признании общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Кроме того, в отношении общества управлением составлен протокол об административном правонарушении от 02.10.2014 и принято постановление о привлечении к административной ответственности от 23.10.2014 по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 650 000 рублей. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов и постановления о привлечении к административной ответственности. Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Приказом антимонопольного органа от 15.12.2011 №379 общество признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов в географических границах КБР. Судом установлено, что в соответствии с публичным договором с населением на вывоз бытовых отходов от 01.02.2011 ООО "СпецАбонСервис", именуемое в дальнейшем "Исполнитель", с одной стороны, и гражданин, использующий для личных, нужд услуги по вывозу твердых бытовых отходов, именуемый в дальнейшем "Потребитель", с другой стороны, принимает на себя обязательство, по которму Потребитель заказывает, а Исполнитель принимает выполнение работ по регулярному вывозу твердых бытовых отходов согласно установленным стандартам качества в микрорайонах г. Нальчика (п.2.1). Согласно п. 3.1 указанного договора Потребитель производит оплату по настоящему Договору, по ценам, рассчитанным с учетом норм накопления. Нормы накопления на вывоз ТБО устанавливаются в размере: а) для населения, проживающего в частном секторе, - 3,00 куб. метра на 1 человека в год; б) для населения, проживающего в благоустроенных многоквартирных домах (МКД), - 2,47 куб. метра на 1 человека в год. Цена за вывоз 1 куб. метра твердых бытовых отходов составляет 180,00 руб. (п.3.2 Договора). Расчет оплаты за вывоз твердых бытовых отходов производится из числа зарегистрированных лиц. В случае отсутствия регистрации в жилом помещении, расчет оплаты производится на собственника (п.3.3. Договора). В последующем общество как правопреемник ООО "СпецАбонСервис" приняло решение о внесении в Публичный договор изменений так согласно пункту 3.1 Публичного договора от 28.01.2013 общества с населением на вывоз твердых отходов, Потребитель производит оплату по настоящему договору по ценам, рассчитанным с учетом норм накопления, а также исходя из площади занимаемого помещения. Пунктом 3.2 этого договора устанавливаются нормы накопления, дифференцированные для населения, проживающего в частном секторе и населения, проживающего в многоквартирных домах. При рассмотрении дела антимонопольный орган пришел к выводу о том, что при установлении обществом условий платы за сбор и вывоз ТБО исходя из площади занимаемых помещений в месяц, имеет место перекрестное субсидирование. При осуществлении платы жители домов с меньшей численностью, но с большей площадью помещений оплачивают часть расходов по вывозу отходов за жителей домов, имеющих меньшую площадь, но большую численность проживающих и, следовательно, имеющие больший объем ТБО, в связи с тем, что отходы в многоквартирных домах образуются в результате жизнедеятельности физических лиц. Согласно подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора управления многоквартирным домом, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В соответствии с пунктом 17 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Согласно пункту 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (часть 4 статьи 154 названного Кодекса). Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что услуги по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В подпункте "д" пункта 11 Правил закреплено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, что согласуется с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Исходя из смысла правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их размещения, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу n А61-236/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|