Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А63-5715/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                            

10 августа 2015 года                                                                                Дело № А63-5715/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харатяном Г.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Тандер» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2015 по делу № А63-5715/2014 (судья Быкодорова Л.В.)

по заявлению Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю

к закрытому акционерному обществу «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475)

о привлечении к административной ответственности,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию,

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителя Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю – Бондаренко Е.Н. по доверенности от 12.01.2015,

УСТАНОВИЛ

решением от 01.04.2015, принятым по заявлению Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее – управление, заявитель), Арбитражный суд Ставропольского края привлек ЗАО «Тандер» (далее – заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения штрафа в размере 800 000 рублей. Суд указал на наличие события вменяемого правонарушения и доказанность его совершения обществом.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что при производстве по административному делу управлением были допущены существенные нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, кроме того, податель жалобы считает, что у суда не имелось оснований для переквалификации действий общества на часть 3 статьи 14.43 КоАП РФ.

Представитель управления в отзыве и в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие общества и комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее - комитет) участвующего в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,  извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.

Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что 18.04.2014 управлением получено сообщение комитета о выявленных нарушениях в ходе мониторинга качества пищевых продуктов в гипермаркете «Магнит» (г. Невинномысск, ул. Пятигорское шоссе, 11) Вместе с данным письмом комитет направил в управление протоколы лабораторных испытаний Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФГБУ «Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория».

Из протокола лабораторных испытаний от 10.04.2014, экспертного заключения № 1 от 10.04.2014 видно, что салат «Русская красавица» согласно маркировке с датой изготовления 02.04.2014 08:34, с датой упаковывания 02.04.2014 11:09, производства ЗАО «Тандер», адрес производства: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 29 Д, не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011, а именно: обнаружено превышение количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов 2,1 х 105 КОЕ/г, вместо не более 5 х104 КОЕ/г, (приложение № 2 таблица 1).

Также согласно протоколу лабораторных испытаний Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФГБУ «Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория» № 628 от 10.04.2014, экспертному заключению от 10.04.2014 № 2 салат «Оливье» с датой изготовления 02.04.2014 09:10 с датой упаковывания 02.04.2014 11:12, производства общества, не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011, а именно: обнаружено превышение количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов 1,1 х 105 КОЕ/г, вместо не более 5х104 КОЕ/г (приложение № 2 таблица 1).

Действия общества квалифицированы по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

22.05.2014 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, который вместе с материалами административного дела направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 2300-1 предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (пункт 2 статьи 7 Закона № 2300-1).

Основу правового регулирования указанных в статье 14.43 КоАП РФ правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 1 названного Закона предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 4 Закона № 184-ФЗ международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования могут быть установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, в целях углубления и ускорения интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества и формирования Единого экономического пространства 18.11.2010 заключили «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации».

Частью 3 статьи 4 указанного Соглашения определено, что в технических регламентах Таможенного союза устанавливаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Согласно данному Соглашению 09.12.2011 решением Комиссии Таможенного союза № 880 был принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным Техническим регламентом.

Часть 3 этой же статьи гласит, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться определенные процедуры.

Пункт 5 статьи 7 Технического регламента ТР ТС 021/2011 предусматривает, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.

В соответствии с пунктом 1.8 «Другие продукты» Приложения 2 Технического регламента ТР ТС 021/2011 количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов в салатах с добавлением мяса, птицы рыбы, копченостей и т.д. с заправками (майонез, соусы и др.) не должно превышать более 5х104 КОЕ/г

Из материалов дела следует, что в реализуемых обществом салатах «Русская красавица», «Тройка», «Оливье», допущено превышение количества мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, что является нарушением требований части 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 и представляет опасность для здоровья человека.

Материалами дела подтверждается, что при производстве и реализации пищевых продуктов обществом допущены нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. Доказательством приобретения указанных салатов именно в гипермаркете «Магнит» ЗАО «Тандер», расположенном по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 29 Д, является имеющийся в материалах дела чек (том 1, л.д. 19).

Довод общества о том, что материалами дела об административном правонарушении не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ подлежит отклонению по следующим основаниям.

Общество в своих доводах ссылается на нарушение управлением процессуальных норм, выразившихся в не проведении осмотра места совершения правонарушения, отсутствие акта (протокола) осмотра и, поскольку закупка спорных салатов была произведена комитетом, не наделённым правом проводить оперативно-розыскные мероприятия то, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ управление использовало доказательства, полученные с нарушением закона, что недопустимо.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Ставропольского края от 29.03.2013 № 110-п «Об утверждении Положения о комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию» (далее по тексту – Положение) комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственную политику, направленную на создание стабильного рынка товаров и услуг, в том числе рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие производства пищевых продуктов, включая напитки, формирование и развитие рыночной инфраструктуры, государственную политику в сфере лицензирования, а также отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

Одной из основных задач комитета является участие в установленном порядке в обеспечении качества и безопасности пищевых продуктов, производимых и реализуемых на территории Ставропольского края (подпункт 4 пункта 10 Положения).

В свою очередь управление является административным органом, уполномоченным составлять протоколы по статье 14.43 КоАП РФ, с учетом положений части 2 статьи 28.3 Кодекса, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Приказа Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». По указанным основаниям информация о выявленных нарушениях направлена в адрес управления.

Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А15-4199/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также